Газета «Рыбак Приморья»
Исследование рыбных ресурсов Приморья

НИС «Профессор Кизеветтер» изучил рыбные ресурсы Приморья

На днях на Ученом совете ФГУП «ТИНРО - Центр» состоялось рассмотрение итогов исследовательских работ, выполненных на НИС «Проф. Кизеветтер» в северо-западной части Японского моря в марте - мае 2009 г. (начальник экспедиции Владимир НУЖДИН, капитан - Александр ВОРОНЦОВ).

С подробным сообщением по итогам исследований выступил перед учеными Владимир Нуждин.

Основываясь на информации, изложенной докладчиком, и на отчете экспедиции, можно в кратких чертах сообщить рыбакам и интересующимся людям о состоянии рыбных ресурсов Приморья следующее.

Как известно, одним из надежных методов учета рыбных запасов (в широком понимании) являются тралово-акустические съемки. У Приморья более-менее регулярно они начали выполняться в 80-х годах прошлого столетия. За этот период удалось получить дополнительную информацию по разным вопросам биологии, особенностям сезонного распределения в связи с изменением фоновых условий, оценить величину запасов отдельных промысловых гидробионтов, включая рыб и беспозвоночных животных, их структуру, выявить тенденции в динамике их численности. В свою очередь, эта информация находит практическое приложение в виде прогнозов – рекомендаций рыбакам по освоению сырьевой базы.

В этом отношении не является исключением и экспедиция НИС «Проф. Кизеветтер». Программа включала целый ряд вопросов, среди которых можно выделить следующие:

- проведение донной траловой, гидрологической, планктонной, ихтиопланктонной учетных съемок с полной регистрацией видового состава рыб и беспозвоночных животных;

- оценка численности и величины запасов всех встречающихся гидробионтов;

- сбор биостатистических материалов по размерной, возрастной и половой структурам массовых водных объектов;

- изучение особенностей их пространственного и батиметрического распределения;

- сбор материалов по составу кормовой базы, расчет биомассы по основным группам и массовым видам зоопланктона; материалов по питанию массовых и редких видов рыб; данных по изменчивости абиотических условий с целью определения их влияния на распределение рыб и беспозвоночных; проб для изучения качественного и количественного состава ихтиопланктона, а также особенностей количественного распределения икры и личинок рыб; сбор проб рыб и головоногих моллюсков для популяционных и паразитологических исследований.

Словом, в настоящей, как и в других морских научных экспедициях, в зависимости от целей, всегда выполняется большой комплекс работ. Это как нельзя лучше свидетельствует, что морские экспедиции – это не прогулочный вояж, а кропотливая изнурительная работа научной группы и всего экипажа, требующая максимума внимания, добросовестности ее выполнения, за которой тут же следует квалифицированная обработка материалов, анализ и обобщение с объективными, порою далеко идущими выводами.

Вернемся, однако, к тому, с чего начали, а именно – проведению исследований в экспедиции и их результатам, акцентируя внимание на главном.

На фоне перечисленных важных задач исследований все же основной является полный учет рыб, ракообразных и бентосных гидробионтов, а также изучение абиотических условий на шельфе и верхней части батиали для выявления закономерностей их распределения в весенний период текущего года.

Придерживаясь этого тезиса, обратимся к рыбам. В ходе экспедиции в подзоне Приморье их зарегистрировано 104 вида, относящихся к 21 семейству. В более дробных ее подразделениях отмечено следующее соотношение отдельных систематических групп: в зал. Петра Великого – 80 видов и 19 семейств; южном Приморье (м. Поворотный – зал. Ольги) – 77 и 20; центральном районе (зал. Ольги – м. Белкина) – 88 и 19; северном (м. Белкина – м. Золотой) – 57 видов и 19 семейств соответственно.

Отсюда видно, что наибольшее видовое разнообразие рыб отмечено на центральном участке, обедненное – на северном.

Среди значимых в хозяйственном отношении групп видов обращают на себя внимание с позиций видового состава следующие: несколько групп бычков – 24 вида, камбаловые – 10, зоарцидовые или ликодовые – 8, терпуговые – 4, тресковые – 3, корюшковые и скатовые – по 2, сельдевые – 1 вид.

Вместе с тем первое место по биомассе занимают бычковые, далее, в порядке уменьшения, идут тресковые, камбаловые, скатовые, терпуговые, ликодовые и т. д.

Траловая съемка выполнялась на глубинах 20 -940 м и дала общую биомассу около 127,7 тыс. т, которая по отдельным диапазонам глубин распределялась следующим образом.

На отдельных диапазонах (20 – 50 – 100 – 200 – 300 м) она составляла 5,8 – 7,6, а в целом – несколько более 26%. Другая ее доля (более 74%) приходится на диапазоны 300 – 400 -500 – 700 м (17,8 – 27,0%), в общем – около 65%. Наконец, в диапазоне 700 – 940 м она дала величину всего лишь немногим более 9%.

К общему вертикальному распределению общей биомассы рыб можно добавить следующее.

На глубинах 20 – 50 м основу ее составляли бычки и камбалы, на долю которых приходилось более 37 и 27% соответственно, а на тресковых (треска, минтай, навага) и стихеевых – несколько более 15 и 12% соответственно.

В диапазоне 50 – 100 м резко преобладала биомасса бычков – около 47%; на тресковых, камбал, терпугов приходилось около 26, 10 и 7% соответственно. На упомянутых глубинах работает преимущественно мелкий флот.

С увеличением глубин возрастала биомасса бычков (до 300 м), тресковых (до 700 м), камбал (до 940 м).

Вместе с тем, по мере увеличения глубин, происходило падение биомассы терпуговых, сельдевых и некоторых других, преимущественно мало значимых для промысла рыб.

В общем, наиболее результативными для тралового промысла рыб у Приморья в весенний период являются глубины 400 – 500 и 500 – 700 м, где зарегистрировано 21,0 и 25,7% от общей величины. В количественном выражении это составляет 26,8 и 32,9 тыс. т соответственно. На этих же глубинах может быть весьма устойчивым и эффективным промысел камбал, бычков, трески, минтая. Повторяем: в весенний период, когда еще рыба «не расползлась» на необъятных просторах шельфа для откорма.

К этому следует добавить, что биомасса тресковых, по сравнению с недавними временами, возросла благодаря вступлению в промысловую часть стада относительно урожайного поколения минтая 2006 г. рождения. Вместе с тем существенно уменьшилась численность южного одноперого терпуга, в прошлом наиболее массового из четырех обитающих у Приморья родственных видов.

В ходе экспедиции получена важная промыслово-биологическая информация о промысловых беспозвоночных, в частности, о крабах. Общая их численность оценена почти в 13 млн. экз., из которых более 80% приходилось на краба-стригуна опилио. Он встречался повсеместно на глубинах 25 – 844 м. Что же касается наиболее многочисленного вида, краба-стригуна японского, или, как его еще называют, красного, то достаточно полных материалов по нему получить не удалось по вполне объективным причинам. Ведь он обитает гораздо глубже своих «сородичей», образует основные скопления на глубинах более тысячи метров, а в рассматриваемой экспедиции удалось проникнуть, как уже отмечалось, только до 940 м. Траловыми работами, по объективным причинам, охвачена только верхняя область вертикального распространения краба. На этот раз максимальные уловы промысловых самцов пришлись на центральный район северного Приморья со средней глубиной около 630 м. Кстати, он на доступных для тралений глубинах попадался в тралы на свале глубин вдоль всего обследованного побережья Приморья, включая зал. Петра Великого.

Другие виды крабов (камчатский, синий и иные) продолжают находиться на стабильно низком уровне.

Среди креветок наиболее распространенным и массовым видом является северная, биомасса которой составила 86% от биомассы всех креветок (около 25 тыс. т). Она встречалась на глубинах 127 – 904 м, но наибольшие уловы были получены на 300 – 500 м.

В ходе экспедиции была получена важная информация о других гидробионтах, многие из которых представляют интерес для промысла.

Теперь о том, как воспринимать ту общую биомассу рыб, которая была оценена в ходе рассматриваемой экспедиции. Если сопоставлять учтенные 127,7 тыс. т с полученными результатами в ранние годы, например, в 1990 – е, то можно сказать, что они ничтожны. Но ведь сходная картина наблюдалась и в некоторые предыдущие годы, в том числе в 2008 г. Стало быть, рыбы в Приморье существенно поубавилось по сравнению с былыми временами. Вместе с тем и тогда, и нынче доля освоения рекомендованных уловов далека от желаемой.

Так, в период 1995 – 2004 гг. рекомендовалось к вылову 192 – 429, осваивалось 34 – 54 тыс. т, или 11 – 18%. В 2006 – 2008 гг. вместо возможного вылова 207 – 373, реализовано 22 – 29 тыс. т, или 8 – 12% (эти данные относятся к подзоне Приморье, включая Хабаровский край, где возможности морского промысла намного уступают таковым в Приморье). Во все обозримые времена сырьевая база приморскими рыбаками недоиспользовалась. В Приморье активность промысла донельзя низкая.

Вместе с тем даже имеющиеся ресурсы позволяют наращивать вылов, осваивая разные гидробионты, в том числе извлекая выгоду из «непромысловых», например, пелагических кальмаров и многих других ВБР. В этом отношении скрывается немалый резерв даже в тех 127,7 тыс. т.

И последнее. Рассмотренные результаты экспедиции одобрены Ученым советом ФГУП «ТИНРО–Центр» и заслужили хорошую оценку. Материалы экспедиции содержат основу для получения представлений о состоянии сырьевой базы рыболовства в Приморском крае, будут использоваться при разработке прогнозов уловов разной срочности, для подготовки научных публикаций. Ученые будут возвращаться к ним еще не один раз.

Василий СНЫТКО