На страже морской безопасностиМоряки торгового флота обсудили меры по борьбе с морскими пиратами на конференции по безопасности мореплавания, прошедшей во Владивостоке. |
23 июня в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского прошла региональная конференция по безопасности мореплавания. Ее организаторами выступили Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Тихоокеанский флот Министерства обороны Российской Федерации.
Целью конференции стала выработка предложений, направленных на обеспечение более эффективной и безопасной судоходной деятельности.
Как заявил заместитель директора Департамента Государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства Российской Федерации Виталий КЛЮЕВ, данный форум должен консолидировать усилия всех заинтересованных государственных и деловых структур на укрепление практической подготовки моряков и их готовности обеспечить условия Конвенции СОЛАС-74 по борьбе за живучесть экипажа и судна на море.
В частности, эффективной борьбе с пиратством, как выяснили участники конференции, препятствует отсутствие международных законодательных норм.
Международные морские организации, крупные судовладельцы, в большинстве случаев по инициативе именно компаний России, предлагали ООН принять Международный закон, направленный на усиление борьбы с морским пиратством.
Эксперты считают, что в законе необходимо дать правовую оценку понятию «пиратство», узаконить методы борьбы с ним, определить наказание для пиратов. Ряд специалистов полагают, что для этих целей необходимо создать своего рода морской Интерпол.
*Справка «РП»:
Аденский залив – важный район мирового судоходства, через него пролегают так же маршруты судов из Приморья.
По официальным данным, количество пиратских нападений в мире растет. В 2008 году их зарегистрировано 293, из них 111 совершены в районе Аденского залива.*
Но побороть пиратство можно, лишь уничтожив их базы на берегу. А пока морские разбойники орудуют в морях, моряки судов, проходящих через опасные районы должны быть готовы к нападению. С моряками необходимо проводить инструктажи. Эта задача выполняется сегодня в одном из ведущих вузов страны – Морском государственном университете имени адмирала Невельского. Главная задача экипажа, подвергшегося нападению пиратов, не допустить захвата заложников, и оповестить военных о совершенном нападении.
Вместе с тем морское пиратство – не единственная тема, обсуждавшаяся в ходе конференции.
Много внимания присутствующие уделили рассмотрению структуры и системы власти в области морского транспорта, которая, по мнению участников конференции, далека от идеала. Так, Федеральное транспортное агентство, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Минтранс, являясь составляющими единой структуры, никак между собой не связаны. Зачастую эти ведомства не контролируют, а лишь дублируют полномочия друг друга.
По мнению профессионалов, сегодня межведомственная разобщенность и как следствие слабость нормативной базы ощущается особенно остро. Месяц назад в России вступила в силу Конвенция о гражданской ответственности за загрязнение водной среды бункерным топливом. Однако из-за существующих пробелов в законодательстве, Конвенция не исполняется. Вместе с тем уже в скором времени потребуется переработка этого документа, так как в следующем году вступит в силу новый Кодекс по расследованию аварий на море.
Грядут перемены и в тех. регламенте. Постройка балкеров и танкеров с 2010 года начнется по новым международным стандартам.
«По результатам проверок 2008 года российские суда соответствуют всем международным нормам, но, если за весь 2008 год наши суда задерживали 65 раз, то за 4 месяца этого года, уже более 30. Если так пойдет и дальше, то России грозит вылет из «белого» списка стран, имеющих право на судоходство в мировом океане. За прошлый год выявлено более 1000 нарушений требований ряда Конвенций, и это при том, что судов, зарегистрированных под флагом России, всего полторы тысячи. В большинстве случаев виноваты нерадивые судовладельцы, которые слишком легкомысленно относятся к состоянию флота», – заявил начальник Управления Госморречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Петр ЕРМОЛАЕВ.
Однако пока статистика радует: по сравнению с 2007 годом в 2008 году количество аварий в море значительно сократилось. Но, тем не менее, они происходят. Значительная часть флота – старые неисправные суда, но в погоне за прибылью судовладельцы не обращают внимания на такие «мелочи». Особенно часты случаи аварий по вине экипажа. Нередко на корабль набирают «гостарбайтеров», которые не в состоянии принимать грамотные и взвешенные решения, особенно во внештатных ситуациях.
В качестве мер по предотвращению аварий г-н Ермолаев предложил не только снабжать моряков аналитической информацией на этот счет, но и ввести соответствующий курс лекций в морских вузах.
Важным шагом в этом направлении станет создание Правительственного центра национального слежения за судами. Планируется, что каждые 6 часов в центре будут получать информацию о местонахождении и состоянии всех судов, идущих под российским флагом. 1 июля центр начнет работу в тестовом режиме.
Так же участники конференции обсудили вопросы науки и образования.
По мнению собравшихся, наука в области мореплавания и безопасности находится на очень низком уровне. Квалифицированных специалистов в области нормативного правового регулирования и морского права очень и очень мало.
Несмотря на стабильную востребованность выпускников наших морских вузов во всем мире, популярность морского образования среди молодежи стремительно падает. Это еще одна серьезная тема к обсуждению на уровне Правительства страны.
Решить эту проблему возможно только комплексно, считают эксперты. Так, сегодня на оснащение и переоборудование вузов тратятся немалые средства, но этих выделяемых бюджетом средств явно недостаточно. Помимо увеличения бюджетных ассигнований, нужно привлекать студентов, заинтересовывать их, делать шаги по популяризации морских университетов.
К сожалению, количества наборов на морские специальности падает во всем мире. Это факт. Однако, отток квалифицированных кадров – уже проблемы для всей морской отрасли, не только России. Как следствие – нарушения правил безопасности поведения экипажей на море.
Об этом говорил и Анатолий АЗОВЦЕВ, начальник кафедры у устройства судов, профессор МГУ им. адм. Г.И. Невельского, признанный во всем мире эксперт по проблемам безопасности мореплавания. По его мнению, именно элементарное незнание, невнимательность и нарушения техники безопасности зачастую являются причиной сбоев при перевозке грузов.
В качестве заключения хочется добавить, что только добросовестная работа Правительства РФ поможет исправить нынешнее положение дел. Этому в немалой степени способствуют подобные «круглые столы» и конференции. Остается только надеяться на дальновидность и тех, кто в правительстве, и тех, кто всеми усилиями поднимает вопросы безопасности наших моряков на необходимый, адекватный сложившейся обстановке, государственный уровень.