На этот раз ситуацию усугубила «система управления рисками», применяемая таможенными органами.
Как пояснили РИА Fishnews.ru в Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, при оформлении судна и груза в порту таможенные органы действуют по нормативному документу, который не соответствует постановлению Правительства РФ N 184 от 19 марта 2008 г. С начала июля сотрудники таможни руководствуются приказом Федеральной таможенной службы России N 378 от 4 марта 2009 г., в соответствии с которым «при выборе формы таможенного контроля судна таможенный орган руководствуется системой управления рисками».
При этом рыбопромышленные предприятия о «факторах риска» не предупреждаются, а выбор их продукции определяется по системе «генератора случайных чисел». Это подразумевает 100-процентный досмотр грузов, на которые выпадает «фактор риска». Однако для того, чтобы провести осмотр продукции, находящейся в нижней позиции в трюмах судна, необходимо произвести выгрузку более 1000 тонн продукции сторонних предприятий, чья продукция находится в верхних позициях трюмов, какое-то время хранить ее в складских помещениях порта и затем произвести обратную погрузку на борт судна. Разумеется, эти перевалки значительно влияют на качество продукции. При этом стоимость всех этих операций может составлять при суточном простое судна до 3 млн. рублей.
И эти опасения не беспочвенны. Два беспрецедентных случая уже произошли во Владивостоке. Одному из транспортных судов пришлось потерять на это трое суток. Второе – транспортный рефрижератор «Коммунары Николаева» – простояло уже в течение семи суток в ожидании таможенного оформления груза, имея при этом все документы на груз на борту, оформленные в установленном порядке. Транспортное судно прибыло в порт с 4 800 тоннами рыбопродукции на борту, принадлежащей двум десяткам предприятий.
«Судовладелец и рыбопромышленники, не имеющие отношения к сложившейся ситуации, понесли большие убытки. Нам также непонятно, за чей счет будут компенсироваться затраты на операции выгрузки-погрузки продукции, а также ущерб, нанесенный качеству продукции, – задается вопросом президент АРПП Георгий Мартынов.
При такой дальнейшей практике таможенного оформления грузов в портах возможно значительное сокращение возможностей транспортного флота по доставке продукции лососевой путины, которая практически вся идет на внутренний рынок России».
С просьбой разобраться в сложившейся ситуации члены АРПП обратились к первому вице-премьеру Виктору Зубкову, руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему, а также в руководство Федеральной таможенной службы РФ и Дальневосточного таможенного управления.
Кроме того, члены Ассоциации обсудили планы по участию АРПП в IV Международном конгрессе рыбаков, который пройдет во Владивостоке с 8 по 10 сентября 2009 г. По инициативе Ассоциации в деловую программу мероприятия включен вопрос, который будет озвучен в рамках круглого стола, – «инспекционный контроль и экономические рычаги регулирования в интересах ликвидации ННН-промысла».
Также руководство АРПП обратилось к рыбохозяйственным предприятиям, входящим в состав Ассоциации, с просьбой об оказании содействия научным сотрудникам ТИНРО-Центра по сбору материалов для формирования общих допустимых уловов сайры и тихоокеанской сельди.