Газета «Рыбак Приморья»
Плавбаза «Всеволод Сибирцев»

Кризис – время развития

8-10 сентября во Владивостоке пройдет IV Международный конгресс рыбаков. К настоящему времени свое участие в мероприятии подтвердили 16 стран. Как сообщили «РП» в оргкомитете конгресса, такое количество участников – далеко не предел. Интерес к рыбному форуму растет с каждым днем. Все больше зарубежных делегаций встречаются на рыбацком конгрессе за столом переговоров. Из российских участников уже аккредитовалась рыбацкая общественность Москвы, Рязани, Магаданской, Мурманской, Кемеровской областей, Камчатского, Алтайского, Пермского, Приморского, Хабаровского краев и Чукотки. Список зарубежных участников пополнили еще 4 страны – Новая Зеландия, Вьетнам, Таиланд и Латвия.

Основная тема конгресса – «Стратегия устойчивого управления рыболовством и поддержания стабильности рынков рыбопродукции». В его рамках пройдут три круглых стола, посвященные ответственному управлению рыболовством, проблемам стабильности мирового рынка рыбопродукции и международному партнерству как средству устойчивого развития и совершенствования рыболовства.

В рамках Международного конгресса рыбаков состоится специализированная выставка «Pacific Future Fishery-2009». На ней будет представлена рыба и морепродукты ведущих производителей, новые технологии добычи и переработки гидробионтов, современное промысловое и технологическое оборудование.

Участие в выставке примет и Преображенская база тралового флота. Мы побывали на одном из крупнейших судов базы, плавзаводе «Всеволод Сибирцев», и посмотрели, как рыбаки готовятся к предстоящему мероприятию.

«Всеволод Сибирцев» – костяк Преображенской базы тралового флота. Только за сутки здесь производят более 300000 банок сайры, а прием лососевых составляет 250 тонн в сутки. Объемы переработки за год переваливают за сотни тонн рыбы, которая идет на наш стол.

Построена плавбаза была в 1987 году для переработки сайры и краба на консервы, но, так как в последние годы крабовый промысел прекращен, сейчас работа ведется в основном на сайре и минтае. Что только не делают умельцы плавбазы сегодня – консервы из сайры и трески, икру минтая и мороженые молоки – ассортимент продукции обширен.

Весь процесс производства четко отлажен: от разделки сырья до упаковки готовой продукции. Во время экспедиций конвейеры не останавливаются ни на минуту. Ведь если вовремя не переработать всю поступившую рыбу, она просто-напросто испортится, а это – прямой убыток. Летом, когда температура воздуха поднимается до 30 градусов, специалисты-технологи и обработчики следят за производством особенно тщательно. В какой-то мере проблему охлаждения, конечно, решает холодильное оборудование, но «расслабляться все равно некогда», говорят работники плавбазы.

Вся рыба поступает в цех разделки, где происходит отделение молок и зачистка. Производительность машин по переработке сайры 200 рыб в минуту.

Затем разделанная рыба поступает в цех укладки, где работают 8 машин российского производства. Производительность каждой – 45 банок в минуту. Здесь рыба укладывается в банки, проходит через электронные весы.

Сегодня на плавбазе выпускают несколько наименований консервов: натуральные (со специями), с добавлением масла и бланшированные. Надо заметить, что производственный процесс по изготовлению консервов максимально автоматизирован. Так, масло в банки добавляется не вручную, а на специальном аппарате. Производительность маслозаливочной машины -270 банок в минуту. Затем с помощью автоматического соледозатора добавляется соль. Все согласно рецептуре, разработанной специалистами предприятия – количество соли зависит от веса банки (220, 230, 240, 250, 260 г). После закатки банок – мойка. Затем наступает очередь автоклава. Так как в автоклаве может произойти разгерметизация банки, после автоклава их еще раз моют, а затем сушат.

Помимо консервов и мороженой продукции, на базе налажен выпуск фирменного дальневосточного деликатеса – красной икры.

В цехе установлена современная грохотальная машина, где в специальных барабанах, путем трения сетки и стенки барабана, икра отделяется от пленки и отправляется в чаны вместимостью 25 килограммов, где производится засол. Затем в центрифуге отделяется лишняя влага, и наступает заключительный этап засолки: проверка. На столе с подсветкой проводится поиск «включений», которые удаляются с помощью вакуумного отсоса. Затем продукт идет на упаковку. С момента поступления на конвейер сырья до упаковки проходит всего 20 минут. Производительность линии 300-500 кг/час. В этом году произвели 92 тонны икры за 20 дней, вручную же больше 20 тонн сделать было бы физически невозможно.

Само производство, как консервов, так и икры, происходит только в море. У берега не позволяет работать загрязненность воды. В порту производится только загрузка тары на борт и выгрузка готовой продукции.

Сейчас плавбаза закончила выгрузку 2700 тонн консервов, и производит загрузку тары для сайровой путины, на которую должна выйти 25 августа и вернуться из нее через 40 дней.

Средняя продолжительность рейса – 90 суток. Но бывало, что родной берег рыбаки не видят по 18 месяцев, поэтому в путины обработчики часто работают семейными парами, говорят, так и спокойней, и легче.

Экипаж плавбазы, как на небольшом заводе, 390-400 человек. И все время путины никто не сидит без дела. Чем работы больше, там лучше она оплачивается. На прошедшей лососевой путине средний заработок матроса составил 50 тысяч рублей за 25 рабочих дней.

Но это скорее исключение, чем правило. Ведь последняя экспедиция, по словам капитана Александра ДМИТРИЕВА, была «самой удачной за последние 7 пятилеток». Прием составил 4620 тонн рыбы, а это 25 дней работы на полную мощность.

Такие темпы производства не могут не радовать, но, какими бы ни были суда, флот нуждается в обновлении и модернизации.

Как рассказал нам Сергей ЕРЕМЕЕВ, первый заместитель генерального директора Преображенской базы тралового флота, «15-20 сентября подходит первый из 4 судов, которые мы купили. Пусть он и не совсем новый – судну 18 лет – но все же моложе своих «собратьев». Мы стремимся обновить состав флота. Ведь многим нашим пароходам по 30 лет, поэтому смена им просто необходима. Следующий пароход двинется в нашу сторону 30 августа и третье судно, которое сейчас строится, мы планируем получить в середине лета следующего года. А к концу следующего года намерены приобрести четвертое судно. Конечно, если получим государственную поддержку. Все приобретенные суда – украинские БАТМы».

В прошлом году Преображенская база тралового флота получила большой объем квот, которые теперь необходимо стабильно и эффективно осваивать максимально полно. К сожалению, имеющийся флот с такими объемами не справляется. Так что новые корабли сейчас как нельзя кстати. Но при всех плюсах новой техники, у нее есть один очень существенный минус – цена. Стоимость нового судна типа БАТМ составляет 25-30 млн. долларов.

«Конечно, это дорого, но с помощью новых судов мы планируем увеличить объемы добычи в 2-3 раза» – рассказывает Сергей Еремеев.

На сегодняшний день Преображенская база тралового флота – единственное предприятие на Дальнем Востоке, которое обновляет флот в таких масштабах. Темпы развития говорят не только об успешности, но и о больших планах на будущее. Жаль лишь, это будущее омрачается не очень приветливым настоящим.

«Несмотря на то, что чиновники пытаются сделать нашу жизнь проще и лучше, получается «как всегда», – сетует Сергей Еремеев. – С начала этого года, согласно поправкам к Закону о рыболовстве и правительственным постановлениям, вся рыба, выловленная в экономической зоне (не более 200 морских миль от берега), должна пройти таможенный контроль в портах. В этом году рыбодобывающие компании уже понесли дополнительные расходы на таможенные сборы, общая сумма которых превысила 160 млн. рублей. Такие расходы не могут не сказать на цене товара. А это значит, что цены на прилавках с рыбой «начнут кусаться» еще больше. К примеру, килограмм горбуши на владивостокском рынке стоит около 80 рублей, в то время как его отпускная цена ровно в два раза меньше.

Поэтому и приходится компаниям продавать рыбу в Китай, где и рынок налажен лучше, и закупочные цены выше. К тому же, наш рынок просто не вместит того объема рыбы, который сегодня добывают. Для изменения ситуации нужно развивать переработку и поддерживать отрасль в рамках государственных программ, – считает первый заместитель генерального директора ПБТФ и добавляет – хорошо, что краевая администрация заботится о нас. Сегодня власти Приморья делают все возможное для рыбаков».

Сейчас у рыбаков две основные проблемы: кредиты и топливо.

«Конечно же, банки охотно предлагают кредиты, но под немыслимые проценты. Вмешательство государства в вопросы кредитования помогло бы изменить ситуацию, складывающуюся на рынке заемных ресурсов.

Другой вопрос – рост цен на топливо. Даже для 40-дневного плавания судну нужны тонны топлива, а это отнюдь недешевое удовольствие. Учитывая, что Россия является одним из лидеров по нефтедобыче и переработки, было бы вполне разумным ввести дотации на топливо для рыбаков», – говорит замдиректора ПБТФ.

Сегодня рыбаки заинтересованы в развитии диалога с органами государственной власти и рассчитывают на понимание и поддержку. Этому будет способствовать и грядущий Международный Конгресс рыбаков, который откроется во Владивостоке 8 сентября.

Диана ТУТАЕВА

  • Плавбаза «Всеволод Сибирцев»
  • Капитан плавбазы «Всеволод Сибирцев» Александр ДМИТРИЕВ
  • Первый заместитель гендиректора ПБТФ Сергей ЕРЕМЕЕВ
  • В порту производится только загрузка тары на борт и выгрузка готовой продукции
  • Разделочная линия