Своей точкой зрения по проблеме организации рыбных рынков в столице Приморья с «РП» поделился заместитель директора института Рыболовства и аквакультуры Дальрыбвтуза, директор Центра инновационных технологий в рыболовстве, доктор технических наук Юрий КУЗНЕЦОВ.
Правительство России определило свои приоритеты относительно будущего Владивостока. Оно отводит городу обязанности не только по проведению в 2012 году Саммита АТЭС, но предполагает на долгосрочной основе создать площадку для сотрудничества стран АТР – в сфере экономики, кооперации, для внедрения научных, учебных и производственных инновационных программ.
Следует заметить, что экономики участников форума АТЭС в большой мере увязаны с энерго- и биоресурсами тихоокеанского бассейна. Рыболовство, аквакультура и рынки морепродукции этих стран постоянно развиваются и совершенствуются. Они устойчивы и гарантируют продовольственную стабильность не только для этих стран, но общемировую продовольственную безопасность.
«Город будет в полной мере соответствовать понятию «бизнес-центр», если на его территории будет решаться экономическое благополучие рынка российской рыбопродукции, – считает Юрий КУЗНЕЦОВ. – Тогда основная доля товарных и денежных потоков будет концентрироваться на российской территории, подпитывая инфраструктуру многоукладного рыбного хозяйства всего региона и, прежде всего, Приморья, а не Пуссана, Ранджина и других азиатских портов, как это происходит сегодня».
По мнению г-на Кузнецова, действующее отраслевое законодательство направлено на развитие этой идеи. «Так, статья 19 ч. 3.5 Федерального Закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» гласит: «Реализация водных биоресурсов и продуктов их переработки осуществляется на товарных биржах в порядке, установленном Правительством РФ». Своим Постановлением N 486 от 30 июня 2008 г. Правительство РФ обязывает рыбаков с 2009 г. продавать продукцию через биржи при обязательной норме доставки улова на таможенную территорию. Правда у рыбаков есть сомнения: декларативно без проектной проработки и внятного толкования положений и функций биржевых рыбных торгов вряд ли государство сумеет повысить свою роль в поддержании стабильности и экономической отдачи рынка. Там, где тайна, а она характерна для российского рыбного бизнеса, не может быть речи о создании каких-либо объединений экспортеров и биржевых посредников. Вместе с тем, идея преследует благие цели: безотлагательный и решительный отпор браконьерскому промыслу и стихийному рынку, ведущим к подрыву ресурсов, затовариванию и демпингу цен на рыбопродукцию, лишению российского производителя сырьевого ресурса, а населения – доступной по ценам продукции. Предложенная Правительством форма торговли исключает необходимость организации открытых аукционов, выставок, прямых контрактов поставщика и потребителя, вкупе формирующих условия контрактов. Именно в такой среде зарождается инвестиционная активность и ее прицельность на ликвидацию дисбалансов. Конкуренция, а не спекуляция должна быть локомотивом развития отношений.
Торговые сделки, совершаемые на биржах без предъявления наличного товара, исключают живой диалог при формировании ценности в условиях изменчивого состояния промыслов и конъюнктуры потребительского рынка. Они также исключают возможность кредитных сделок под более совершенный по качеству или ассортименту продукт, требующий инвестиций. Т.е. нет рыночного механизма инновационного развития.
В условиях финансового кризиса волевые меры, неадекватные структуре и организации многоукладной экономики, становятся очень опасными, – продолжает Юрий Кузнецов. – Межфункциональные отношения субъектов рыболовства и рынка хорошо сбалансированы и устойчиво работают только в системе оптовых рыбных рынков, которых у нас нет. Из зарубежного же опыта известно, что именно рыбные рынки демонстрируют мобильность и гибкость, вносят оживление в развитие сопутствующей рыболовству береговой инфраструктуры. Более эффективного механизма достижения сбалансированности отношений между бизнесом, государством и населением прибрежных районов не существует. Понятно, что рыбодобывающие компании, оперирующие большими объемами рыбопродукции, отнесутся с осторожностью к данной идеи из-за слабого развития портовой и транспортной инфраструктуры. Но существуют и успешно работают механизмы электронной торговли (аукциона), которые также вписываются в идею создания оптовых рыбных рынков».
В чем же экономическая и социальная значимость оптовых рыбных рынков для Владивостока?
Вот экономические показатели общемирового распределения доходов по видам деятельности из сведений ФАО (ООН): сектор морепродуктов на международном рынке оценивается в 400 млрд. долларов США, из них активное рыболовство – 80, аквакультура – 60, первичная переработка – 60, вторичная переработка – 120 и сбыт –80. Т.е. на вторичную переработку и торговлю приходится 50% всей стоимости морепродуктов. «Этот расклад, разумеется, регулируется рынком, т.к. оптовые рыбные рынки служат надежным индикатором состояния промыслов и мотивационным началом для его развития, развития береговых перерабатывающих комплексов и всех других сопутствующих структур. Он обеспечивает текущие прямые и обратные открытые связи в информационном поле, в товарных и финансовых потоках».
Мировой показатель потребления рыбы на душу населения в настоящее время находится на рекордно высоком уровне – 17,4 кг. Несмотря на то, что приморские рыбаки обеспечивают более 21% вылова страны, на внутренний рынок идет лишь небольшая часть. В рыбодобывающей державе показатель потребления рыбы на душу населения составляет всего лишь 13 кг, в Приморском крае – 28, хотя до 1990 года эти показатели составляли 20 и 52 соответственно. Тенденция наращивания объемов экспорта рыбопродукции продолжается. По отношению к 2004 г. экспорт вырос в 1,6 раза. И, что очень печально, российскому потребителю приходится отдавать предпочтение импортной рыбопродукции, объемы поставок которой выросли за этот короткий период в 4,1 раза.
«Даже в усеченном виде, только на объемах удовлетворения потребностей населения региона оптовый рыбный рынок станет одним из основных источников бюджетных поступлений в казну города и края, потеснит сектор теневой торговли и обеспечит отток экономически активной части населения из теневого бизнеса в открытый, – считает Юрий Авивович. – В его организационной структуре предусмотрен объективный контроль не только качества, но и происхождения рыбопродукции. Подпольному производству с серьезными нарушениями будет поставлен серьезный заслон. С обратной стороны его гибкость в регулировании потребительских цен обеспечит развитие конкурентоспособного и прозрачного малого и среднего предпринимательства».
Социальный аспект выглядит не менее оптимистично. Из мировой практики одно рабочее место на рыбодобывающем предприятии автоматически влечет за собой создание минимум 6-8 рабочих мест на берегу – в сфере торговли, переработки, портовом обслуживании, транспорте, судоремонте, изготовлении и ремонте орудий лова, сервисном обслуживании и т.д. Сегодня наш промысловый флот, работая на российских ресурсах, по сути, обеспечивает стабильное экономическое развитие соседей, что, несомненно, благоприятно сказывается и на их социальной обстановке. Суммарный социально-экономический эффект рыбаков в обеспечении всей цепочки производств настолько велик, что многие государства прямо или косвенно помогают своим рыбакам, когда их промысел нерентабелен.
Какие рычаги нужны, чтобы развернуть флот на российский берег, разумно заполнять рынки рыбопродукцией, снизить издержки дикого рынка (демпинг цен) и полномасштабно удовлетворить потребности населения страны и края?
«В условиях свободного рынка государство с этим не справилось. У рыбаков есть убеждение, что и последний волевой прием (биржевая торговля) не решит проблем законопослушного предпринимателя, – говорит Юрий Кузнецов.
- У Владивостока огромные преимущества для концентрации товарных и денежных потоков на его территории и он имеет большой шанс их материализовать. Для этого необходимы благоприятные условия для маркетингового и технологического обслуживания этих потоков и флота. Для северных и других дальневосточных регионов создание оптовых рыбных рынков проблематично, т.к. на их территориях невозможна реализация достаточно больших объемов рыбопродукции, чтобы удовлетворить спрос оптовых покупателей. Да и прибрежных поставщиков вполне достаточно для местных потребителей.
Приморье и Владивосток могут вернуть себе былую значимость рыбного бизнес-центра страны и взять на себя ответственные функции, недостающие другим регионам. Ресурсный потенциал дальневосточного рыбопромыслового региона и оживление дремлющих береговых производств края вполне совместимы с этими амбициозными планами. Для выполнения этого бизнес-проекта во Владивостоке имеется достаточный интеллектуальный ресурс. Ведь именно у нас был разработан и доведен до Правительства и Президента РФ Доклад о конкурентоспособности российского рыболовства, изменивший отношение к отрасли властных структур.
Ключевую роль в развороте потоков рыбопродукции на российский берег с вытекающими из него экономическими и социальными последствиями начинают понимать и федеральные власти. На заседании государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», посвященном продовольственной безопасности страны (13 ноября 2008 г.), руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний сообщил, что в Подмосковье (Лобна) в ближайшее время будет создан оптовый рынок по типу мадридского. На нем будет продаваться до 10% российского улова. Для политического заявления может быть этого и достаточно, а для стабильного функционирования в нем выпадает одно ответственное звено.
В практике рыбодобывающих стран с развитой аукционной торговлей различаются два типа оптовых рынков: по месту производства и по месту потребления. Причем рынок по месту производства первичен в хронологии запуска. Его особенностью является то, что он располагается в непосредственной близости от районов добычи и в его функции входит продажа добытой рыбы предприятиям-посредникам, которые перевозят рыбу в районы потребления, т.е. на рынки второго типа. Из-за слабо развитой транспортной системы перевозки скоропортящейся продукции в России для Владивостока, например, предпочтителен вариант рынка по месту производства с чертами рынка второго типа. Возникает необходимость перевозки продукции на большие расстояния, поэтому выгоднее обеспечить определенный уровень ее обработки непосредственно на оптовых рынках или местных перерабатывающих предприятиях с последующей контейнерной перевозкой. Эта продукция будет ликвидна не только на рынках Подмосковья, но и на европейских рынках без участия китайских и южно-корейских посредников, и более того – в конкурентном противостоянии с ними».
На уже ставших традиционными Международных конгрессах рыбаков во Владивостоке с постоянным упорством, несмотря на удаленность, участвуют и активно дискутируют представители крупнейших компаний Европы, обеспечивающих основные рынки рыбопродукции ЕС. Они видят в дальневосточном рыбопромысловом комплексе России мощнейшего стратегического партнера и недоумевают, почему выбран столь расточительный путь эксплуатации самой биопродуктивной в Мировом океане зоны и на столь невыгодных условиях партнерства с соседними странами. «Они уверены, когда логистика российского экспорта рыбопродукции получит основательную проектную проработку в системной увязке с динамикой промыслов и конъюнктурой рынков (внутренних и внешних), потребители продукции станут заинтересованными инвесторами этого проекта. Нет сомнений, что зарубежные партнеры, оценив серьезность намерений российского бизнеса, властей города и края, примут новые правила игры на российском аукционе», – полагает Юрий Авивович.
Теперь кратко об организационной структуре оптовых рыбных рынков.
«Компания «Оптовый рыбный рынок» (ОРР) должна быть учреждена на общественных началах как предприятие третичного сектора (на условиях государственно-частного партнерства). Основным инициатором и лидером в организации и управлении рынком должны выступить административные органы города или края. Ими создается организационный комитет (проектная команда) по разработке инвестиционного проекта, учреждению ОРР и сопровождению проекта до сдачи ОРР «под ключ».
В комитет должны войти представители администрации города или края, научных кругов (университетов), профсоюза и ассоциаций рыбаков, рыбодобывающих компаний, обрабатывающих и транспортных компаний, порта, продавцов (порядка 10 человек). Обычно ОРР обеспечивают смешанные торги с сельхозпродукцией. Сельхозпроизводитель Приморья получит стабильный и объемный рынок, учитывая необходимость сервисного обслуживания флота. Его представительство в комитете также целесообразно.
В обязанности комитета должно входить рассмотрение следующих вопросов: разработка законодательной базы деятельности ОРР, представительство заказчика в выполнении инвестиционного проекта ОРР, определение масштабов деятельности, возможности привлечения финансовых средств, управление компанией (разработка устава, структуры, определение компаний-участников, распределение акций, способы продаж и т.д.), предполагаемое место создания рынка и отбор предприятий-продавцов (с учетом масштабов торговых площадей).
Комитет рассматривает инвестиционный проект, который затем представит центральным органам государственного управления от имени города или края и, по возможности, добивается от правительства дотаций (возможно банковских гарантий), акцентируя внимание на индикативных показателях бюджетной эффективности проекта в сравнении с существующей отдачей от использования водных биоресурсов, являющихся государственным достоянием. Социальные преимущества и благополучное влияние на развитие смежных экономик также должны быть аргументированы инвестиционным проектом.
После утверждения плана правительственными органами и предоставления льготного режима финансирования ОРР назначается специальный директорат, обеспечивающий учреждение и подготовку рынка к открытию. В конкурсе на выполнение инвестиционного проекта ОРР могут принять участие университеты города. У победителя есть возможность использовать уже сформировавшийся творческий коллектив ученых из университетов и научных институтов Владивостока, имеющих опыт выполнения подобных проектов стратегического значения. А то, что данный проект стратегически важен не только для Приморья, но и всей России, сомнений не вызывает».