«Холодная война»
Фактически неограниченное предложение по красной рыбе привело к тому, что цена на нее стремительно падает. Для сравнения – в прошлом году килограмм горбуши в опте стоил 53 рубля, а сегодня и по 33 никто не берет, сетуют рыбаки. Обвал цен на «красном» рынке привел к падению цен на другую рыбопродукцию – камбалу, терпуг. Коммерсанты – крупные торговые сети, оптовики – не спешат покупать лосось, они откровенно демпингуют рынок в надежде купить товар за бесценок – ведь рыбакам в любом случае придется сбывать свои многотысячные уловы. Тем более что холодильные емкости дальневосточных портов уже давно себя исчерпали (на холодильниках включен прогрессивный режим хранения), и рыбаки вынуждены ставить суда у причальных стенок и работать в режиме холодильников. Реальная себестоимость рыбопродукции увеличивается с каждым днем.
Тем временем не остаются в стороне и перевозчики. На сегодняшний день более 60% подвижного состава находится в частной собственности. Вместе с тем основных игроков (на Дальнем Востоке и в Приморье, в частности) – не больше пяти. Каждый имеет в своем парке 80-150 рефсекций. В свое время (около двух лет назад) большая часть подвижного состава, в том числе «рефки» и «термоса», за ненадобностью были передислоцированы в западные и центральнее регионы России. Если здесь перевозчики катали себе в минус (к слову сказать, ежедневное обслуживание одной рефсекции обходится примерно в 10 тыс. рублей) и, по сути, работали всего три месяца в году, то там они «закольцевали» все маршруты и успешно поделили рынок пива, молокопродукции, фруктов и овощей, получив круглогодичную экономику. Им невыгодно работать раз в несколько лет (ведь столь успешная путина бывает не каждый год) по три месяца (работают только на лососе, т.к. минтай фактически весь уходит за рубеж морем), да и обратный груз найти нелегко, признаются перевозчики.
Огромный спрос на специализированный подвижной состав при ограниченном предложении привел к небывалому скачку цен. Сегодня перевозчики готовы предоставить рыбакам рефсекции (в термосах при такой жаре на дальние расстояния перевозить запрещено): отправка одной секции (170 тонн рыбы) до Москвы – не менее 1,8 млн. рублей, за «срочность» – 2,5 млн. рублей. Хотя еще два месяца назад стоимость таких услуг не превышала 700 тыс. рублей.
У кого в такой ситуации нервы крепче, тот, как говорится, и будет «в шоколаде». Пока же рыба стоит в портах (либо на «прогрессивных» холодильниках, либо у причалов на судах), лишь небольшие партии уходят в центр. Причем в свете бесконечных нападок чиновников «от рыбы» на чиновников «от дороги», последние стали рапортовать чуть ли не о каждом отправлении даже одного вагона! Крупные оптовики ждут еще большего падения цен – в рознице цена не падает, и возможность «накрутить» на марже призывает торговцев не сдаваться в этой «холодной войне».
Перевозчики тоже надеются, что нервы не выдержат у рыбаков и продолжают поднимать расценки на свои услуги.
«Держаться» у рыбаков сил уже нет. Вот и начали продавать они свои уловы братьям-китайцам. Пусть по заниженным тарифам, но все же более высоким, чем предлагают российские оптовики. Исторический минимум в 1800 долларов уже пройден. В начале сезона первые партии продавали по 2200 долларов на условиях с борта судна в порту Китая, а сегодня ценник не поднимается выше 1600 долларов за тонну.
Росрыболовство тем временем создает специальные рабочие группы для оперативного решения проблем, связанных с доставкой рыбы в центральные и западные регионы страны и продолжает рапортовать о рекордном вылове лососей…
Кто-то теряет, а кто-то находит
Теряет от этого лишь «стратегически важная для экономики России отрасль», как любит называть рыбную промышленность руководство страны и отрасли, что, бесспорно, является чистой правдой.
С одной стороны, уже набивший оскомину лозунг «вся рыба – на берег» вновь натолкнулся на всем известное, но по-прежнему непреодолимое препятствие: бюрократизм системы. С другой стороны, навязанная обязанность развернуть рыбные потоки в Россию с целью насытить рынок дешевым белком не выдержала и рыночной критики. Ведь для остальных участников этого замкнутого круга (портовиков, торговцев и перевозчиков) это чистый бизнес. И поэтому подход у них соответствующий.
Вот и получается, что государство кормит народ лишь дешевым белковым обещанием, на словах поддерживая идею о том, что от эффективной работы рыбаков зависит продовольственная безопасность страны, а в свете нарастающего продовольственного дефицита и очевидной экономической рецессии рыбная отрасль как никогда важна и нужна.
Истерия с транспортным коллапсом, нагнетаемая СМИ и подогреваемая высшим руководством отрасли заставляет задуматься – а не лучше ли действительно иметь централизованного заказчика в лице государства, перевозить этот государственный груз на государственных поездах и лишний раз не беспокоиться? Вероятно, г-н Крайний этого и ждет. Или к чему все разговоры о создании логистического центра, о строительстве холодильных мощностей и нового подвижного состава? Говорят, когда мягко стелют, жестко спать…