Камчатке нужен особый подходМинистерство финансов России в условиях кризиса ищет «новые подходы к формированию доходной части бюджетов субъектов» и стремится переложить часть федеральных полномочий на плечи регионов. |
Чем могут грозить «новые подходы» московских чиновников нашему полуострову, рассказал на пресс-конференции 4 сентября губернатор Камчатского края А.А. Кузьмицкий.
Расходы – на плечи регионов
На совещании во Владивостоке, которое проводил возглавляющий комиссию по развитию Дальнего Востока и Забайкалья И.И. Шувалов, шла речь в том числе и о методике поддержки субъектов федерации в условиях кризиса. Федеральный центр предлагает за основу расчёта налогового потенциала регионов взять результаты исполнения бюджетов 2008 и 2009 годов. Те субьекты, где есть рост доходов, получат меньше денег из федерального бюджета. Регионам оказавшимся в «минусе», выделят средств побольше. Но справедливости главы дальневосточных краёв и областей в этих подходах не увидели. В целом по Дальнему Востоку (в том числе и на Камчатке) доходы бюджетов в этом году по сравнению с прошлым растут, другие же регионы этим похвастаться не могут. Получается, что более развитые области России, испытывающие сейчас некоторые трудности, получат в следующем году больше средств, чем экономически слабый Дальний Восток.
Но и это ещё не всё, что придумали на нашу голову чиновники из Москвы. Сегодня, рассказал губернатор, происходит перераспределение нормативов на акцизы. В результате наш субъект теряет в доходной части бюджета-2010 серьёзную сумму – около 136 млн. руб. Кроме этого, федеральный центр стремится переложить часть полномочий на плечи регионов. В частности, около половины средств для субсидий на оплату помещений и коммунальных услуг поступало на Камчатку из федерального бюджета. Теперь же субъекты должны направлять деньги на эту субсидию из собственных средств. Выпадающие доходы из краевого бюджета только по этой позиции составляют около 500 млн. руб. Таких денег в камчатской казне просто нет. Также за счёт средств региональных бюджетов со следующего года предлагается оказывать меры социальной поддержки инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, чернобыльцам, а также осуществлять ряд полномочий, связанных с проведением летней оздоровительной кампании, помощи родителям в оплате содержания детей в учебных заведениях. В целом Камчатский край должен найти около 1 млрд. 31 млн. руб. на выполнение расходных обязательств, которые федеральный бюджет собирается передать в наш регион. Если бы при этом деятели из Москвы ещё и подсказали, где их найти…
Конечно, наш край не остаётся без федеральной поддержки. Благодаря тому, что вся территория Камчатки признана районом с ограниченным сроком завоза грузов, с 2010 года в край будут поступать дополнительные дотации в размере 10-15 млрд. руб. В регион уже поступили 3,5 млрд. руб. на мероприятия по сейсмоукреплению, не сегодня-завтра придут 179 млн. руб. на достройку физкультурно-оздоровительного комплекса, 180 млн. руб. на окончание ремонта краевого театра драмы и комедии, 190 млн. руб. для противотуберкулёзного диспансера в Палане. Но одновременно с этим идут разговоры о секвестировании федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Для нашего края подвергнутся урезанию инвестиции на строительство дорог и развитие энергетики.
И это при том, что с таким бюджетом, который сейчас имеется, Камчатка не может ни рассчитаться по долгам, ни заложить основы для процветания. Период объединения двух высокодотационных регионов прошёл без серьёзных провалов, но экономическая база для их дальнейшего развития так и не создана, констатировал А.А. Кузьмицкий. Больших доходов от въездного туризма пока не предвидится, средства от разработки минерально-сырьевых ресурсов Камчатки – дело будущего. Чтобы сделать бюджет доходным, нужно, чтобы в регионе зарегистрировались серьёзные компании. Этого можно ожидать лет через 10. Сейчас реальным «спасательным кругом» в волнах мирового финансового кризиса могла бы стать рыбная отрасль полуострова.
Рекордные рыбные «пробки»
Так сложилось, что экономика Камчатки остаётся моноструктурной – и территории, и население края живут за счёт рыбы. Видимо, по инерции в Москве считают, что раз в регионе есть рыба, всё должно быть «в шоколаде». Когда-то, когда существовали «социальные» квоты, так оно и было. И если губернатор мог повлиять на выделение тому или иному предприятию дополнительных лимитов, то мог и потребовать выделить для развития региона определённую сумму. На эти деньги завозилось топливо, начинал строиться газопровод. Те времена давно прошли – теперь федералы забрали себе все полномочия по регулированию промысла, начиная от проведения конкурсов. Сегодня участки и доли закреплены за предприятиями, лосось стал «неодуемым». А вместе с этим исчезли все рычаги влияния местной власти на рыбопромышленные предприятия. Приходится надеяться только на сознательность рыбопромышленников, которые могли бы помочь, вложив деньги в строительство, к примеру, новой котельной или в ремонт школы.
Но предприятия рыбной отрасли полуострова сами сейчас оказались в непростой ситуации. Рекордная по вылову путина привела к рекордным «заторам» на рельсах. С начала её рыбаками Дальнего Востока было выловлено свыше 470 тыс. тонн рыбы лососёвых видов — в полтора раза выше «урожайного» 2007 года. Но в центр страны железной дорогой было вывезено менее 70 тыс. тонн. Одной из причин, по мнению портовиков, стала нехватка рефрижераторных вагонов для отправки рыбопродукции. Сегодня холодильные ёмкости дальневосточных портов забиты под завязку. Суда вынуждены становиться на рейд и работать в качестве холодильников. Как отмечалось на общем собрании Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякского округа, в условиях фактической монополизации транспортного, портового, складского и холодильного хозяйства во Владивостоке (крупнейшей перевалочной базе рыбопродукции для дальневосточного региона) с началом массовых поставок рыбопродукции стоимость портовых операций выросла за неделю на 30 %. Так называемая «прогрессивная» оплата складских услуг в это время становится подекадной, и каждые 10 дней стоимость хранения рыбопродукции на складах вырастает на 15-20 %.
Учёные и рыбаки предупреждали ОАО «РЖД» о том, что будет большой объём добычи лососёвых. Но призыв заблаговременно подготовиться к небывалому потоку рыбопродукции не был услышан. Огромный спрос на специализированный состав при ограниченном предложении привёл к небывалому скачку цен. Фактическая стоимость рефрижераторной секции (170 тонн от Владивостока до Москвы) дошла к концу августа до 2 млн. руб., что составляет 11-12 рублей за кг (и это без учёта погрузо-разгрузочных работ, стоимость которых – до 1,5 руб. за кг). Железнодорожники претензий не принимают. Как заявлял президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, «проблема дефицита подвижного состава на Дальнем Востоке отсутствует», а виноваты в рыбных «пробках» портовики, которые не в силах обеспечить погрузку подвижного состава в необходимом количестве. Пока железнодорожники и портовики выясняли, кто же виноват, за время лососёвой путины стоимость доставки рыбопродукции до потребителя выросла более чем вдвое – с 5-6 до 12-14 руб. за кг.
Свою «лепту» в сложившуюся ситуацию внесли и оптовики. Они не спешат покупать лосося в надежде, что неограниченное предложение по красной рыбе приведёт к стремительному падению цен на неё, и можно будет купить товар за бесценок. Цены на мороженую рыбу снизились с 70 руб. (первые партии) до 24 руб. за кг. Рыбаки не хотят отдавать рыбу по убыточным ценам, и рыбопродукция лежит без движения на складах или в трюмах стоящих на рейде судов.
Образовавшимся в Приморье рыбным «затором» заинтересовалось правительство России. Вопрос доставки дальневосточной рыбы в европейскую часть страны рассматривался в конце прошлой недели на заседании президиума российского правительства, которое провёл премьер-министр В.В. Путин. Сейчас перебои с подвижным составом для отгрузки и отправки продукции решены: РЖД гарантировало достаточное количество в портах вагонов-рефрижераторов, организовано движение «холодных» поездов по ускоренному графику, отменён удорожающий коэффициент, налажены прямые погрузки продукции с борта судна в вагоны.
Есть ли «свет в конце тоннеля»?
Но это «пожарные» меры, которые смогут «разрядить» ситуацию сейчас. Однако лосось будет приходить к дальневосточным берегам каждый год. Одно из направлений, которое поможет избежать сезонных проблем с перевозкой рыбы в будущем, рассказал губернатор, — развитие Северного морского пути. Наш регион в этом очень заинтересован, ведь Петропавловск с его уникальным портом становится ключевым пунктом на пути рыбы в Европу из Владивостока, Японии, Кореи и Китая. К тому же, перевозка рыбопродукции морским транспортом дешевле, чем по железной дороге. Для этого нужны транспортные суда. Их строительство вполне можно включить в соответствующую программу Росрыболовства. В Федеральном агентстве по рыболовству уже всерьёз рассматривается вопрос о строительстве на территории Петропавловска морозильных ёмкостей, где можно было бы аккумулировать рыбу, чтобы её перерабатывать или везти Севморпутём.
Такая перевозка рыбы – дело будущего. До сих пор ещё никто не просчитал, насколько это будет эффективно. Тем временем в выигрыше останутся предприятия, имеющие холодильные ёмкости, которые позволят им пережить пик предложений на рынке красной рыбы и дождаться, когда её цена возрастёт, и «пробки» на железной дороге рассосутся. Но много ли на Камчатке таких компаний? Остальные же фирмы, которые готовились к путине, брали кредиты на оборудование, чтобы помочь Камчатке добиться высоких процентов освоения лососей, но не имеющие холодильников, оказались в тисках между перевозчиками и оптовиками. Хорошо, если они хотя бы смогут окупить затраты на путину. Однако будут ли они в состоянии оказать реальную поддержку полуострову в условиях кризиса, когда сами федеральные власти стараются переложить как можно больше расходов на плечи регионов?
И всё же надежда, что полуостров не «утонет» в штормах мирового кризиса, есть. Губернатору А.А. Кузьмицкому удалось доказать министерству финансов, что к нашему региону нужен особый подход.