Но есть ли она, отечественная рыбопродукция, и кто ее производит? Оказывается, что с переработкой рыбы в России дела обстоят далеко не так уж хорошо, но рыбоперерабатывающие предприятия у нас все-таки есть. Одно из них, успешно развивающееся даже в так называемые кризисные времена, находится в городе Липецке и именуется «Липецкрыба». Та самая «Липецкрыба», которая еще 5 лет назад была пришедшим в упадок предприятием без надежды на восстановление.
Сказочное перевоплощение из «замарашки» в «принцессу» произошло, когда предприятие выкупила группа компаний «Торгсервис», работающая на рынке Липецкой области уже более 20 лет. «Группа компаний начинала свою деятельность с переработки вторичных металлов. Через несколько лет после основания мы перешли к освоению других сфер, в частности оптовой торговли продуктами питания, а в 2002 году вышли на рынок розничной торговли, открыв в Липецке сеть универсамов «Покупайка», – рассказывает нынешний генеральный директор «Липецкрыба» и соучредитель группы компаний «Торгсервис» Александр ПАВЛОВ. «Затем в определенный момент захотелось попробовать себя в новом деле, причем в таком, которое бы приносило реальную пользу населению, и мы решили заняться производством продуктов питания. Хотя изначально было понятно, что это очень сложный бизнес. Сложный, но интересный – и это стало определяющим моментом. В сентябре 2006 года процесс покупки предприятия был успешно завершен, и мы приступили к возрождению заброшенного завода».
Парк машин предприятия был настолько старым, что пришлось обновлять его практически целиком. В качестве основного поставщика оборудования привлекли австрийскую компанию SCHALLER LEBENSMITTELTECHNIK® (SLT) – известного разработчика комплексных решений по оснащению пищевых производств. Одна за другой появились в цехах новые установки: шкуросъемные машины Weber, инъектор Fomaco, порционирующая машина Pisces, слайсер Bizerba, термокамеры Schaller Thermostar, упаковочная техника и многие другие установки. «На сегодняшний день мы довольны оборудованием и партнерством с компанией «Шаллер», которую я считаю ведущим игроком на рынке оборудования», – комментирует выбор поставщика Александр Павлов. «Нам нравится подход к ведению бизнеса, которого придерживается австрийский партнер. В нашей практике сотрудничества никогда не было срывов по поставкам оборудования. Компания «Шаллер» очень лояльно относится к клиентам, в том числе в финансовой сфере. К тому же, у SLT есть специальная программа кредитования для предпринимателей, подобной которой в России нет больше ни у кого. И, конечно, не последнюю роль играет личностный фактор. Приятно, когда люди держат свое слово и выполняют данные ими обязательства – это располагает к дальнейшей работе и общению с ними».
Кстати, модернизация коснулась не только производственных площадей. Все магазины собственной сети «Покупайка» были недавно оснащены подвесными весами Bizerba – специально для торговли рыбой. По словам Александра Павлова, это оборудование успешно работает и ежедневно подтверждает свою необходимость в торговом зале. Оно ускоряет процессы взвешивания товара, упрощает покупку рыбы для потребителей и позволяет проводить различные трейдмаркетинговые акции.
Процесс возрождения «Липецкрыба» продолжается до сих пор: идет капитальный ремонт помещений и дооснащение производственных цехов новейшим европейским оборудованием. Но результаты деятельности нового руководства видны уже сейчас: оборот предприятия вырос с 3 миллионов до почти 20 миллионов рублей в месяц, а обновленный ассортимент составляет более трехсот позиций.
Есть у компании и собственные бренды, самый известный из которых – «Русский невод». Продукция этой марки пользуется огромным спросом на рынке Липецкой области, она занимает приблизительно 50-60% доли рынка города Липецк. Под маркой «Русский невод» выпускается деликатесная продукция (семга, форель – слабосоленые и холодного копчения, а также масляная и палтус холодного копчения) и рыбные пресервы в различных заливках. По словам руководства «Липецкрыбы», продукты этой марки ориентированы на потребителей со средним уровнем дохода.
Другой бренд – «Петровское застолье», появившийся сравнительно недавно, охватывает средний и ниже среднего ценовые сегменты. Продукция под этой маркой производится из таких видов рыбы, как семга, форель и другие. Немалую долю в ассортименте компании занимают различные снэки, выпускаемые под марками «Чипыжи» и «Камчатка» – это лососевые палочки, соломка из толстолобика, вяленое филе щуки и т.д. Одним словом, все то, что так хорошо идет с пивом. Эти продукты были выведены на рынок примерно полгода назад. На сегодняшний день они широко известны на рынке и охотно раскупаются.
Безусловно, наличие собственной сети супермаркетов является серьезным подспорьем для любого производителя. Здесь можно не только сбывать собственную продукцию, но и тестировать новинки, отслеживать изменения спроса и мониторить покупательские предпочтения. При этом свою продукцию «Липецкрыба» продает не только в своих супермаркетах – она присутствует во всех крупных сетях Липецкой области, а также поставляется в соседние регионы и даже в Москву.
Имея такой широкий спектр деятельности, предприятие не забывает о социальной сфере, часто выступая спонсором различных благотворительных акций и организуя собственные мероприятия. «Мы всячески поддерживаем спорт, будь то соревнования по вольной борьбе, турнир, посвященный воинам, погибшим в Чечне, или чемпионат Липецкой области по рыбной ловле со льда», – рассказывает Александр Павлов. «Вот только сейчас я вернулся с турнира среди футбольных команд подразделений ГАИ десяти областей, посвященного дню ГАИ, который проводится у нас в Липецке. Мы являемся титульным генеральным спонсором этого мероприятия пятый год. Кроме того, у нас есть подшефная детская футбольная команда. Мы всячески помогаем юным футболистам и очень гордимся их успехами. Недавно они заняли 4-е место на чемпионате и выиграли путевку в Сочи».
Не так уж много отечественных предприятий, которые понимают важность подобной деятельности и принимают живое участие в ней. Но такой подход к бизнесу окупается с лихвой. Во-первых, приверженностью покупателей. А во-вторых, лояльностью власти. Группу компаний поддерживает городская и областная администрации, с которыми у руководства «Торгсервис» сложились хорошие деловые отношения. Поддержка со стороны власти много значит в нашей стране. Как минимум она позволяет реализовать запланированное. А планов на будущее у группы компаний много, и основной вектор можно охарактеризовать как непрерывное движение вперед. В «Липецкрыбу» докупаются линии для производства пресервов, дополнительные термокамеры и установки Bizerba для увеличения объемов производства вяленой, копченой рыбы и снэков. Более того, в рамках завода скоро будет функционировать мясной цех, точнее мясная кулинария, которая будет производить замороженные и охлажденные полуфабрикаты, а также различные салаты и закуски для сети универсамов «Покупайка». Вообще, по словам руководства, бóльшая часть средств, получаемых от бизнеса, вкладывается в его расширение и модернизацию. «Только так можно добиться успеха и достичь поставленных целей», – резюмирует генеральный директор «Липецкрыбы» Александр Павлов.