Известно, что мощность и экономичность работы судового дизеля в немалой степени определяется качеством топлива и тем, как организована его обработка и подготовка на судне. Однако в стремлении к минимизации этой статьи расходов судовладельцы зачастую обращаются к более дешевым сортам топлива, не подозревая, насколько сильно его качество влияет на сокращение ресурсов дизеля, рост затрат по техническому обслуживанию и расходов на запчасти.
Существенно, что в объеме поставок все большую долю занимают топлива, получаемые методами вторичной переработки остаточных фракций (крекинг-процессы) и, к сожалению, вызывающие ряд проблем в эксплуатации. К их числу относится наличие в топливах абразивов (катализаторной мелочи), которые при попадании в двигатель многократно увеличивают скорость его износа. Важным показателем качества является и процент содержания серы, который в зависимости от типа топлива может колебаться от 0,2 до 5%.
Выдержать судну подобные нагрузки позволяют моторные масла. Помимо своих основных функций по снижению трения и уменьшению износа во всех его видах, масла удаляют загрязняющие примеси и продукты износа из системы смазки, нейтрализуют источники коррозии, предотвращают ржавление. Используемые в маслах присадки также позволяют нейтрализовать кислоты, образующиеся в процессе сгорания топлива.
Так что важность правильного подбора качественной смазки для судна, которая была бы способна справиться с любыми видами топлива, трудно переоценить.
Как избежать ошибок в этом непростом деле и при этом обойтись без лишних расходов – мы попросили рассказать директора приморской компании ООО «Рид Ойл Групп» Владимира ГУСТЯКОВА.
- Одними из основных условий достижения отличного результата являются заинтересованность в качественной работе и, конечно, профессионализм мастера, который берется за подбор масла.
Наша компания специализируется на отечественных маслах, на личном опыте неоднократно удостоверившись в их надежном качестве. Результаты серьезных исследований и испытаний, которые мы проводим при индивидуальном переводе судов на новое масло, убеждают в этом и самих судовладельцев. Нередко показатели дальнейшей работы всех судовых механизмов на российских маслах оказываются даже лучше, чем на зарубежных.
Так, в течение года мы занимались переводом научного флота «ТИНРО» с масла Mobilgard, которое применялось ими на протяжении 13 лет в соответствии с требованиями ГОСТа, на аналогичное современное масло отечественного производства с использованием присадок Infeneum. В результате совместной работы с санкт-петербургским Центральным научно-исследовательским институтом Морского флота (ЦНИИМФ) мы определились с выбором.
Дополнительно был произведен запрос в испытательную лабораторию «Химмотология» при Морском государственном университете им. адмирала Г. И. Невельского о подборе масла российского производства согласно карте смазки НИС «ТИНРО» взамен импортного. Положительные заключения двух независимых лабораторий позволили приступить к испытаниям.
В октябре 2008 г. на основе рекомендаций ЦНИИМФ на НИС «Профессор Кагановский» была произведена замена масла Mobilgard на подобранный нами отечественный аналог. Масло эксплуатировалось в течение нескольких месяцев. После этого было произведено вскрытие всей поршневой группы для сравнения результатов работы на двух разных маслах, и каких-либо отклонений, связанных с эксплуатацией нашего масла, мы не увидели. Более того, была отмечена полная идентичность состояния всех механизмов. Это послужило убедительным доказательством качества отечественного масла, которое оказалось ничуть не ниже импортного.
К тому же подобранное масло идеально подошло для смешивания с прежним, что позволило приступить к безболезненному постепенному переходу судов флота на новую смазку. Сегодня на судах БИФ «ТИНРО-Центра» вспомогательные двигатели уже работают на российским масле, одновременно осуществляется перевод на его использование и в основных двигателях судов.
В результате помимо идеального качества «ТИНРО» получил и существенную экономию: даже с учетом затрат на транспортировку стоимость отечественного масла оказалась почти вдвое меньше прежнего. По словам самого заказчика, это позволило исключить и расходы, связанные с преодолением таможенных барьеров, которые, к сожалению, представляют большую проблему при работе с импортной продукцией.
Отмечу, что транспортировка продукции является важным моментом в работе компании «Рид Ойл Групп». Максимально сократить эту ценовую составляющую наших масел позволяет сотрудничество напрямую с производителем – ОАО «НК «Роснефть» и организация поставки продукции клиенту без обращения к услугам посредников. Благодаря этому, нам удается доставлять масла в том числе на Сахалин и Камчатку с минимальными транспортными затратами.
Лично отвечая за качество проставляемого продукта, мы уделяем большое внимание и условиям транспортировки, будь то перевозка в бочках завода-изготовителя или поставка на судно наливом. В последнем случае особенно важно не допустить попадание в продукт химических примесей и избыточной влаги, что также способствует разрушению судовых механизмов. Зато именно этот способ позволяет избежать судовым экипажам проблем с утилизацией тары.
Однако важно помнить о мониторинге качества уже работающего масла, – отмечает Владимир Густяков. – Для этого по возвращении судна в порт мы делаем отбор пробы масла и доставляем ее в лабораторию, где специалисты проводят его спектральный анализ. Это позволяет определить, годится масло для дальнейшего использования или требуется замена, а также выявляет процесс износа в двигателе и его источник.
Подобный мониторинг должен проводиться и на борту судна, чтобы выявить состояние масла, необходимость его пополнения или замены. На важность такой проверки указывают и сами судовые механики: использование судовых лабораторий позволяет вырабатывать полный ресурс масла.
Дело в том, что цифры по смене масла, назначаемые заводом-изготовителем дизелей, как правило, задаются с перестраховкой. Использование лабораторий на борту судна позволяет определить показатели, по которым обычно бракуется масло: щелочное число, наличие воды и мехпримесей. В результате при серьезном подходе к контролю состояния смазки и использованию качественной системы маслоподготовки расход масла можно сократить более чем в 2 раза. Это также позволяет существенно продлить срок службы деталей трения.
Учитывая важность такого мониторинга, в дополнение к основной продукции – качественным отечественным моторным маслам, компания «Рид Ойл Групп» предлагает всем своим клиентам приобретать судовые лаборатории анализа масла и в дальнейшем обеспечивает их всеми необходимыми химическими реактивами.
Такой индивидуальный подход к решению целого комплекса проблем обеспечивает нашим заказчикам уверенность в том, что «Рид Ойл Групп» их не подведет. А наши гарантии – это наше имя.
ООО «Рид Ойл Групп»
690039, г. Владивосток, ул. Енисейская 7, оф. 414
Тел./факс: (4232) 551-735, 650-124
e-mail: ridoilgroup@mail.ru