Журнал «Fishnews»
Яна ЯШИНА

Кто зарабатывает во время кризиса?

Негативные кризисные явления продолжают быть темой обсуждения и озабоченности во всех слоях общества и областях экономики. Многочисленные эксперты рисуют прогнозы один другого мрачнее. В то же время в стране известен целый ряд бизнесменов, которые стали успешными именно во время кризиса 1998 года. В чем же секрет? Как разглядеть новые возможности? И как это применимо к рыбной отрасли? Об этом мы решили поговорить с генеральным директором ООО «Фишньюс» Яной ЯШИНОЙ.

- Яна Александровна, по роду деятельности Вы контактируете со многими компаниями рыбной и смежных отраслей. Есть ли какие-то примеры позитивных событий?

- На самом деле поток негативных новостей создает у нас иллюзию повсеместного бедствия практически во всех отраслях, но я бы не стала так сгущать краски. По крайней мере, в нашей отрасли все не так плохо. Судите сами: рыбопромышленники получили 10-летние квоты, то есть гарантию на ежегодный доход в долгосрочный период. Спрос на рыбопродукцию не падает, а по целому ряду позиций растет, поскольку цена на отечественную рыбу способствует не только импортозамещению, но и расширению рынка сбыта за счет дорожающих белковых продуктов животноводства. Благополучному положению в рыбной отрасли способствует и стабилизация цены на топливо – за последний год бункеровка подешевела почти вдвое. Стоит упомянуть также снижение ставок оплаты за биоресурсы.

- То есть Вы считаете, что бизнес стал даже более рентабельным?

- Однозначно сказать сложно, ведь при этом наложились и некоторые негативные факторы, но уж точно не все так плохо, как в других отраслях. Думаю, пока следует говорить не о рентабельности, а о резком росте вложений в бизнес.

Результаты этого очевидны. Предприятия рыбной промышленности начали активно перевооружаться. Конечно, до масштабного строительства флота дело еще не дошло, но переработка, снабжение и прочее перевооружение получили импульс к развитию.

- Значит ли это, что увеличились закупки оборудования и т.д.

- Однозначно! Об этом свидетельствует мгновенно возросшая загруженность компаний, производящих и устанавливающих оборудование. У некоторых поставщиков возникла очередь из клиентов.

Причем инвестирование наблюдается даже в условиях недостатка кредитных ассигнований. Когда же в качестве залога можно будет использовать квоты на вылов, инвестиции рыбаков увеличатся многократно.

- То есть можно сказать, что кризиса здесь совсем нет?

- Я бы так не сказала… Все-таки я сужу по тем компаниям, с которыми мы контактируем. А значит, эти компании занимаются активным продвижением собственных товаров и услуг, формированием позитивного имиджа в глазах потенциальных заказчиков. Думаю, что для малоизвестных компаний дела обстоят не так радужно.

- Вы думаете такие инструменты, как реклама и PR эффективны во время кризиса?

- Они даже более эффективны, чем в обычное время! В этом я абсолютно убеждена! Но я – заинтересованное лицо, поэтому постараюсь максимально объективно объяснить свою позицию.

Во время кризиса резко меняется отношение к рискам – все предпочитают рисковать меньше. А мы с вами сейчас говорим о сделках на миллионы и даже десятки миллионов рублей. В такой ситуации заказчики предпочитают работать с известными компаниями, даже если неизвестные дешевле.

- Логика ясна. Но при этом во время кризиса урезают как раз расходы на рекламу…

- Вот это своеобразная байка, которую рассказывают все кому не лень… Когда речь идет о потребительской рекламе соков, пива и подобных товаров, которая в себестоимости продукта может занимать до 15% и исчисляться суммами в миллионы долларов, конечно возникает необходимость резать эти расходы в числе всех остальных.

Но мы-то говорим о другой отрасли. Например, достаточно серьезные бюджеты на продвижение в наших изданиях и в интернет-ресурсах, входящих в медиа-холдинг Fishnews, исчисляется тысячами долларов. Это сотые доли процента в себестоимости продукции и услуг наших клиентов. Зачастую они отбивают ВСЕ ГОДОВЫЕ вложенния в рекламу всего ОДНОЙ сделкой!

- Да, но ведь для многих реклама и PR – эфемерные понятия, деньги за воздух.

- Про многих – я не соглашусь. Конечно, не все еще понимают, как работают инвестиции в продвижение, но уже много грамотных руководителей и специалистов, которые понимают и принимают эти инструменты. Сейчас скорее стоит вопрос о виртуозности владения ими. На самом деле наши ресурсы помогают не просто продавать товар: кто-то решает вопросы формирования имиджа надежного партнера, для кого-то открываются доселе закрытые двери, а самые изощренные строят эффективный диалог с властью.

- А как происходит этот «диалог»? И какова в нем ваша роль?

- На самом деле схема не нова – ею уже давно пользуются в цивилизованных странах. Более органично она вписывается в деятельность ассоциаций и других объединений, хотя есть и другие примеры. В наших СМИ представители ассоциации планомерно акцентируют внимание ощественности и власти к определенной проблеме. Актуальная проблема волнует общественность. Из наших ресурсов она перетекает во многие другие СМИ, вызывает широкий резонанс. Ее сложно игнорировать, она начинает занимать умы даже самых неповоротливых чиновников. Я думаю, что роль СМИ в этом процессе очевидна – это совсем другой масштаб.

- Так кто же зарабатывает во время кризиса?

- Зарабатывают те, кто думает своей головой, а не кивает на большинство. Зарабатывают те, кто умеет работать, кому есть, чем доказать это, и кто умеет об этом сказать. Зарабатывают те, кому доверяют.

Елена ФИЛАТОВА