Рыбаки останутся без квот?
Общий допустимый улов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ уже в следующем году может снизиться на 500-600 тыс. тонн. Такой прогноз дал начальник Управления науки и образования Росрыболовства Владимир БЕЛЯЕВ на прошедшем во Владивостоке ДВНПС.
Это связано с тем, что объемы финансирования научных работ были резко сокращены согласно изменениям в ст. 21 ФЗ N 166 «О рыболовстве…». В соответствии со статьей, добытые при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы используются только при проведении работ в указанных целях и подлежат возвращению в среду обитания либо уничтожению после проведения этих работ.
Однако отраслевая наука столкнулась с проблемой отсутствия средств для уничтожения ВБР и была вынуждена снизить объемы добычи, а значит и существенно сократить объемы проведения научно-исследовательских работ. Ученые свернули значительную часть исследований, сократили программы работ, снизили количество наблюдений и экспериментов, проводимых при изучении водных биоресурсов. Например, ТИНРО-Центр отказался от взятия промеров рыб (определение веса и размеров рыб), а фиксирует только улов на усилие и соотношение полов в выборке. При этом исследователи были вынуждены хранить или сдавать на ответственное хранение все добытые ВБР.
Также перед отраслевыми институтами встала проблема аренды судов у рыбопромышленных компаний и судовладельцев: лишь небольшое число судовладельцев готово вступать в договорные отношения с научными организациями. Объясняют рыбаки и причины отказов: во-первых, существует постоянная угроза подвергнуться наказанию за нарушение природоохранного законодательства, например, уничтожая рыбу путем выброса за борт. Во-вторых, есть угроза подвергнуться взысканию за незаконное хранение или производство продукции в случае задержки доставки ВБР и биологических образцов для уничтожения на берег.
Помимо этого остро встала проблема финансирования научно-исследовательских работ. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Росрыболовством в 2009 г. на проведение рыбохозяйственных исследований, был секвестирован на 30% и составил 3 245,81 млн. рублей. Такой объем финансового обеспечения явно недостаточен для проведения полноценных рыбохозяйственных научных исследований в объемах, предусмотренных планом на 2009 г., а соответственно – для надежной оценки состояния запасов ВБР, отметил Владимир Беляев.
Вместе с тем в настоящий момент рассматривается вопрос о сокращении финансирования на 2010 г. еще на 40% от уровня текущего года. В связи с этими изменениями, по оценкам экспертов, вероятность снижения ОДУ в исключительной экономзоне РФ на 500-600 тыс. тонн определяется уже в 2010 г. Из-за недостаточного объема проведенных научно-исследовательских работ неминуемо возникнут сложности с обоснованием и экологической экспертизой материалов, подтверждающих общий допустимый улов.
Более того, если ситуация усугубится, то уже в 2011 г. объемы ОДУ могут не просто существенно сократиться, но вполне вероятна полная остановка отечественного рыболовства во многих промысловых районах по отдельным видам ВБР. А уже к 2012 г. наука не сможет обосновать и установить ОДУ для 80-90% видов водных биоресурсов, которые сегодня являются объектами рыболовства как в зоне российской юрисдикции, так и в районах действия международных соглашений в области рыболовства.
Помимо этого, в тех районах, где Россия ведет промысел по межправительственным соглашениям, например, в Норвегии, при отсутствии каких-либо научно-исследовательских работ и вовсе может сложиться ситуация, при которой соседнее иностранное государство будет диктовать нам, что и сколько нам ловить. Как заявил начальник Управления науки и образования Росрыболовства, «мы можем практически потерять не только национальную рыбохозяйственную науку, но и сырьевую базу отечественного рыболовства».
Для того, чтобы не допустить такого развития ситуации, необходимо срочно совершенствовать действующее законодательство в части регулирования рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Нужно сохранить финансирование отраслевой науки на уровне не менее 4 492,70 млн. рублей и поручить Министерству финансов предусмотреть необходимые средства в бюджете на 2010 г.
В результате ДВНПС рекомендовал представителям субъектов РФ обратиться в законодательные собрания с просьбой о внесении законодательной инициативы по внесению изменений в ст. 21 ФЗ «О рыболовстве…». А также рекомендовал рыбохозяйственным предприятиям принимать на суда представителей отраслевой науки.
И без рыбы…
На прошедшем во Владивостоке Дальневосточном научно-промысловом совете было решено вновь устанавливать общий допустимый улов (ОДУ) для таких объектов промысла как камбала, окунь, кальмар и др.
До 2009 года ученые контролировали 540 запасов водных биоресурсов, на которые ежегодно устанавливали общие допустимые уловы. В начале текущего года согласно ФЗ-333 от 06.12.2007 «О рыболовстве» из списка было выведено более 100 единиц запаса, среди которых оказались камбалы, кальмары, окуни в различных подзонах Охотского, Берингова и Японского морей. Сегодня объемы вылова этих видов определяются согласно научным прогнозам. Дальнейшее распределение квот между рыбодобывающими предприятиями производят региональные власти.
«На протяжении нескольких лет освоение, например, по дальневосточным камбалам, и некоторым другим объектам не превышало 70% из-за того, что рекомендованные объемы вылова были раздроблены между десятками предприятий. Многие из них не выставляли флот, потому что ловить 5 тонн камбалы – это работать себе в убыток. Или выходили на промысел и ловили больше, нарушая таким образом закон «О рыболовстве», – говорит вице-губернатор Сахалинской области Сергей КАРЕПКИН.
По замыслу законодателей, сокращение списка «одируемых» объектов должно способствовать выводу из тени тех предприятий, которые были вынуждены скрывать реальные объемы добычи и привести к полному освоению ресурсной базы, а следовательно – и наполнению бюджетов прибрежных субъектов федерации, куда поступает до 80% налоговых отчислений.
В этом году в результате исключения только дальневосточной камбалы в Восточно-Сахалинской и Северо-Курильской подзонах из списка объектов, на которые ежегодно устанавливается ОДУ, освоение составило 100% от рекомендованного вылова (2314 тонн).
«Если в прошлом году квоты на дальневосточную камбалу были распределены между 27 сахалинскими предприятиями, которые показали менее 80% освоения, то в этом году на аналогичном объеме работали 8 компаний, освоившие 100%», – заявил «РП» Сергей Карепкин.
«В этом году мы добыли порядка 2 тыс. тонн камбалы, прибыль от продажи которой составила около 1,5 млн. долларов», – сказал председатель Совета директоров ООО «Фирма Морепродукт Ко., ЛТД.», ООО «Рыбная компания «Норд-Ост», ООО «Примрыбмаркет» Игорь Ким. Цена одного килограмма икряной обезглавленной камбалы на рынке составляет 4,5 доллара за килограмм, неикряной обезглавленной – 1 доллар за килограмм. По словам Игоря Кима, в этом году промысел камбалы был выгоднее, чем промысел традиционно валютоемкой трески (в среднем 2,5 доллара за килограмм).
Между тем члены Дальневосточного научно-промыслового совета по итогам прошедшего накануне во Владивостоке заседания рекомендовали Росрыболовству дополнить перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается ОДУ на 2010 год, дальневосточной камбалой в Петропавловско-Командорской, Карагинской и Восточно-Сахалинской подзонах. «На сегодня у нас нет механизма оперативного закрытия района в случае полного освоения ресурса, поэтому мы вынуждены ввести этот объект в ОДУ», – говорит начальник управления организации рыболовства Росрыболовства Василий СОКОЛОВ. Вместе с тем чиновник не озвучил дальнейший механизм перераспределения ресурса – будет ли это традиционный конкурс на право пользования объектом на 10 лет, аукцион или иной вариант.
Участники рынка полагают, что очередное пополнение списка ОДУ приведет лишь к убыткам. Многие компании уже закупили специализированный флот, подготовили сетеснастные материалы и т.д. Сегодня проще было бы выработать механизм оперативного закрытия района, говорят рыбаки.
Помимо дальневосточной камбалы, список «одируемых» объектов пополнили морской окунь в Западно-Беринговоморской подзоне, колючий краб в Карагинской и Северо-Охотоморской подзоне, сазан, карась, верхогляд, конь, горбушка, монгольский краснопер, щука, пресноводный сом, толстолобики, налим, змееголов, таймень, косатки, уклей, сиг, жерех, желтопер, белый амурский лещ, язь для Хабароского края, ЕАО, Амурской области.
Но с законом…
Другой ключевой вопрос, который обсудили участники ДВНПС, – изменения в ФЗ «О рыболовстве». Поправки касались осуществления рыболовства в контрольных и научно-исследовательских целях в части дальнейшего использовании добытых соответствующим образом биоресурсов, а также полномочий терорганов. В частности, участники ДВНПС рекомендуют внести в закон поправки, которые бы позволяли реализовывать выловленные при проведении научных исследований водные биоресурсы с зачислением доходов в федеральный бюджет. Помимо этого Росрыболовству рекомендовано расширить полномочия терорганов, которые на основании рекомендаций ученых и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов смогли бы закрывать рыболовство в определенных районах и в отношении отдельных видов ВБР, и изменять срок запрета рыболовства в ту или иную сторону без изменения продолжительности запрета.
Отдельной строкой участники ДВНПС обсудили поправки в ФЗ, касающиеся вторичного оборота долей – переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому путем отчуждения и залог на добычу водных биоресурсов. Участники совета рекомендуют регулировать данные вопросы в соответствии с Федеральным законом и гражданским законодательством РФ, на основании договоров, которые, в свою очередь, могут заключаться по результатам аукциона. Были отмечены и обстоятельства, при которых юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в регистрации договора о переходе права на добычу может быть отказано. Среди них – не соответствие требованиям, предусмотренным ч.4 ст.32.1, где сказано, что право на добычу ВБР может быть передано лицам, которые осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, находящихся у них в собственности или зафрахтованных, или без использования судов в предусмотренных законом о рыболовстве случаях. В регистрации договора о переходе права на добычу может быть отказано, если покупатель на момент подачи заявки не уплатил штрафы или не возместил ущерб, причиненный ВБР (если имело место нарушение законодательства), а также нарушил условия ранее заключенного договора о закреплении за ним доли, имеет задолженность по налогам, сборам и иным платежам и ее размер превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя (по данным бухотчетности за последний отчетный период). Помимо этого участники ДВНПС рекомендовали осуществлять оценку права на добычу ВБР, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ. А порядок заключения и регистрации договора, а также примерные формы таких договоров будет определять Правительство РФ.
Разное
На второй секции ДВНПС был рассмотрен проект соглашения между субъектами Российской Федерации в Дальневосточном бассейне о закреплении процентного соотношения промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ВБР), в том числе между соответствующими субъектами от ежегодно устанавливаемых ОДУ. После года обсуждений договор так и не был подписан. На ДВНПС было принято решение передать документ в Росрыболовство на доработку и направление его в администрации субъектов федерации до 15 октября для согласования.
Подписать данное соглашение планируется на следующем заседании ДВНПС, которое пройдет в ноябре в Москве.