Рыбацкий форум-2009:Несколько лет назад, открывая работу Международного конгресса рыбаков, губернатор Приморского края Сергей Дарькин в своём выступлении назвал Владивосток рыбацкой столицей Дальнего Востока. Когда участники форума, делясь впечатлениями с коллегами, упоминали этот факт, люди реагировали, как правило, снисходительной улыбкой. Да, Сергей Михайлович тогда явно преувеличил роль приморской столицы в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Сегодня недавно ещё только желаемое Дарькиным стало действительностью. |
Рыба – хорошая наживка
Как это удалось приморскому губернатору? Наверное, приложить сил пришлось немало. Возможно, от кого-то встречая непонимание. Ведь в Приморском крае многоотраслевая экономика, и рыбная промышленность не является основной — как у нас, на Камчатке.
Но Серьгей Дарькин рассчитал правильно: соперничать на международном уровне в каких-либо других отраслях, кроме рыбной, в ближайшие десятилетия российскому востоку явно не грозит. А вот на мировом рыбном рынке Россия, хотя и утратила свои позиции по сравнению с советским периодом, но остаётся в числе лидеров. Так что если уж пытаться выйти на международный уровень, то, конечно же, через «рыбу».
Первый Дальневосточный форум рыбной отрасли прошёл в июне 2004 года. Рыбацкое сообщество охотно поддержало начинание, поскольку к тому времени бассейновые конференции были надёжно забыты, а потребность обсуждать проблемы, вместе искать пути их решения не только не осталась, но стала ещё актуальнее. Поэтому неудивительно, что Владивостокский форум стал и трибуной для рыбаков, и их голосом. При таких условиях придать съезду статус международного оказалось легко: зарубежные коллеги тоже нуждались в серьёзном диалоге с российским рыбным бизнесом. И ежегодно они подтверждают свой интерес. Даже на этот раз, несмотря на финансовый кризис, представители 16 стран приняли участие в конгрессе.
В этом году на форум приехал и руководитель Росрыболовства Андрей Крайний – причём впервые, в чём честно и признался делегатам. Проигнорировав конгресс в 2008 году, Андрей Анатольевич не рискнул вновь вызвать возмущение рыбацкой общественности.
Жаль, конечно, что перспективная идея пришла в голову не камчатскому руководству. Но сегодня куда важнее другое: а позиции и славу некогда «рыбного цеха страны» Камчатка тоже добровольно отдаст соседу-дальневосточнику?
Нелогично. А что делать?
Глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний в своём докладе, в частности, сказал, что общий допустимый улов в Дальневосточном бассейне освоен (накануне конгресса) на 59 %.
Но «больше всего рыбы ловится и перерабатывается приморскими рыбаками, на долю которых приходится до 22 % добычи рыбы в стране и 75 % производства консервов».
Нерадостная статистика, не правда ли? Хотя… Чего, собственно, следовало ожидать?
Из года в год камчатская делегация на конгресс приезжает в составе всего нескольких человек. В этот раз было уже 10. Сказать, что прогресс, — язык не поворачивается. Даже с Алтайского края, Кемеровской и Пермской областей, Якутии и Рязани были участники, а численность приморской делегации, думаю, достигала полутора сотен человек. Понятно, что рыбопромышленникам края и быстро, и незатратно добираться во Владивосток, но всё же не только поэтому представители отрасли в Приморье так дружно участвуют в работе форума.
В крае чувствуется очень особое отношение к рыбопромышленному комплексу и его труженикам со стороны властей. Причём администрация помнит не только о рыбаке и переработчике — не меньше внимания уделяется и учебным заведениям, преподавательским кадрам. Чествования коллективов выливаются в большие, красочные праздники.
Но самым ярким событием теперь, безусловно, стала Международная специализированная выставка «Перспективы развития рыбной отрасли» (PACIFIC FUTURE FISHERY), которая проходит в рамках Международного конгресса рыбаков.
В этом году в выставке принимали участие почти 60 предприятий и организаций из Приморского края и других регионов России, КНР, Республики Корея. На ней были представлены обрабатывающее и морозильное оборудование, аквакультура, рыбопереработка, судовое оборудование, тара и этикетка, товары для любительского и спортивного рыболовства, банковские услуги.
На торжественной церемонии закрытия вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский отметил: то, что выставка стала традиционной, показывает, что рыбохозяйственный комплекс страны развивается и имеет отличные перспективы.
После подведения итогов золотые медали и памятные подарки были вручены победителям выставки. Преображенская база тралового флота, Тихоокеанский государственный экономический университет и компания «Дальпико» первенствовали в номинациях «консервы, пресервы», компания «Рыбный день» – в номинации «рыбная кулинария», РК «Восток-1» – «свежемороженая и парная рыба» и Находкинская жестяно-баночная фабрика – «упаковка». Все участники выставки получили памятные дипломы.
Излишне говорить, что среди победителей, призёров и дипломантов выставки камчатских предприятий не было. Компании нашего края вообще в ней не участвовали.
Что немало удивляло и посетителей, и участников выставки – кстати, несколько из них вообще высказывали удивление: почему эта выставка проводится в Приморье, а не на Камчатке? По их мнению, как-то нелогично: ведь именно в прикамчатских водах добываются основные объёмы рыбы и морепродуктов, в том числе наиболее ценных видов.
Острые вопросы круглых столов
В этом году на четвёртом Международном конгрессе рыбаков главной темой были стратегии устойчивого управления рыболовством и поддержание стабильности рынков рыбопродукции.
С традиционным докладом об изменениях в российской рыбной промышленности выступил руководитель главного рыбного ведомства Андрей Крайний. Интересные сообщения сделали депутат Госдумы Марат Загидуллов, представитель департамента по рыболовству и аквакультуре комиссии по продовольствию и сельскому хозяйству Организации объединённых наций (ФАО ООН) Helga Josupeit и вице-президент ВАРПЭ, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
Но самая важная часть работы конгресса проходила в рамках круглых столов. Число их участников было значительно меньше, чем накануне на пленарном заседании. Оно и понятно: многие воспользовались возможностью найти деловых партнёров, обсудить возможности сотрудничества и даже подписать контракты.
Тем не менее, обсуждая обе темы («Ответственное управление рыболовством, методы и средства» и «Проблемы стабильности мирового рынка рыбопродукции»), участники круглых столов затронули самые важные вопросы отрасли.
Одним из таких стала ситуация с вывозом рыбопродукции из Владивостока по железной дороге в центральные районы страны. В течение нескольких недель эта проблема была в центре всех СМИ. Её обсуждали даже в правительстве. А премьер-министр взял ситуацию под личный контроль.
Для участия в работе круглого стола и обсуждении сложившегося положения организаторы пригласили руководителей дальневосточной железной дороги, портовых организаций. Они рассказали много интересного о проблемах организации транспортных сообщений в России и тех трудностей, которые являются их следствием. Некоторые споры вызвала ситуация с тарифами, непомерно высокими в нашей стране – транспортная составляющая в стоимости продукции доходит до 40-50 %, в то время как в мировой практике она не превышает 5-8 %.
Однако всё, что было в ходе разговора озвучено, не давало ответа на вопрос: почему во Владивостоке произошёл «затор» рыбопродукции?
Дело в том, что представитель железной дороги возмущался: его обвиняют в том, что он не может обеспечить достаточное количество составов, а это не так. Всё, по его словам, наоборот: рефвагоны есть, подаются, но не востребуются. Прямо загадка какая-то!
Дефицит — двигатель торговли
Между тем, промышленники, которые пришли на круглые столы, слушая не слишком горячую дискуссию, многозначительно переглядывались, пряча усмешки.
Практически все присутствующие отлично знали, в чём дело. Однако и правила игры понимали.
Поэтому никто и не стал говорить, что обсуждать-то, собственно, нечего.
Успех науки, которая дала оправдавшийся прогноз о небывалых подходах лососей к Камчатке, Сахалину и Курилам, как выясняется, имеет и обратную сторону.
Предприятия могли нормально подготовиться к промыслу, в нужном количество заготовить промвооружение и всё необходимое для лососёвой путины.
Однако важную информацию получили не только рыбопромышленники, но и перекупщики. У крупных компаний, давно работающих на рыбном рынке, как правило, постоянные партнёры и проблем со сбытом не возникает. Предприятиям же не очень большим и без прочно налаженных деловых связей успешная путина готовила и проблемы: куда сбывать рыбу? «На помощь» пришли перекупщики. Они скупали рыбу даже в воде, ещё не выловленную, причём по смехотворно низким ценам – но зато наличные вручали сразу же. Предприятий, у которых не было выбора и пришлось воспользоваться услугами перекупщиков, десятки, если не сотни.
Успехом лососёвого промысла-2009 перекупщики вознамерились воспользоваться сполна. Для этого нужно было просто «придержать» продукцию из лосося до тех пор, пока цены на неё не взлетят. Вот тогда их «урожай» станет рекордным.
Все холодильника Владивостока оказались забитыми до отказа. Вывозить продукцию никто и не намеревался. Расчётливые дельцы хорошо проплатили хранение, и спокойно выжидали своего часа. И дождались. Дефицит поднял цены на лососёвую продукцию. Теперь Москва и прочие города России могут бежать в магазины.
Нехитрая, всем известная схема. Почему же государственные мужи не приняли превентивных мер против неизбежных действий перекупщиков? Тут вариантов немного. Ведь дальневосточные рыбопромышленники знают имена перекупщиков, названия их компаний, но кто дирижирует этим «оркестром»? А то, что акция спланирована и направлялась опытной и, само собой, влиятельной рукой, — очевидно.
И всё же хорошо, что на круглых столах форума эта тема обсуждалась. По крайней мере, вопросы тарифной политики, внедрение современных методов органиации траспортных перевозок и новых технологий доказали свою актуальность и поставлены перед правительством.