Газета «Рыбак Приморья»
«Дальзавод» реорганизуется

«Дальзавод» реорганизуется

Флагман судостроительной и судоремонтной отраслей Приморья ликвидируется.

Приказом конкурсного управляющего ОАО «ХК «Дальзавод» Александра САЖНОВА все работники судоремонтного предприятия увольняются до 31 декабря текущего года. Причиной для такого решения является открытие в отношении ОАО ХК «Дальзавод» конкурсного производства и предстоящая ликвидация предприятия, говорится в приказе, подписанном господином Сажновым.

Как сообщил «РП» председатель профкома ОАО «ХК «Дальзавод» Николай БОМКО, из 1165 человек работающих на заводе примерно 800 будут трудоустроены на предприятиях, действующих сегодня на базе «Дальзавода», в том числе на открывающемся в конце года автосборочном производстве компании Sollers. «Часть из оставшихся рабочих «Дальзавода» уйдет на пенсию, а другим будет предложено искать новую работу через КГУ «Центр занятости населения г. Владивостока. Мы уже уведомили центр о массовых сокращениях». – пояснил лидер профорганизации. Руководство завода заверило, что все работники получат причитающиеся им в этом случае выплаты. Размер выходного пособия составит в среднем 16800 рублей.

Вместе с тем сегодня в Приморье уровень безработицы составляет 3,17%. Согласно официальным данным, в очереди на трудоустройство стоят 35 тыс. 418 человек. При этом работодатели готовы предложить 28 тыс. 337 рабочих мест.

Впрочем, ликвидация ХК ОАО «Дальзавод» как юридического лица не означает ликвидации судостроительной и судоремонтной отраслей в принципе. «Мы не заинтересованы в дальнейшей распродаже имущества и не будем этого делать. На базе «Дальзавода» будет организовано новое предприятие, бренд будет сохранен. Предприятие будет также специализироваться на судостроении и судоремонте», – заверил Александр Сажнов. Напомним, 20% акций «Дальзавода» внесены в уставный капитал ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», которое является дочерним предприятием ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).

Процедура наблюдения в отношении АО «ХК «Дальзавод» была введена 19 сентября 2001 года по иску территориального органа Федеральной службы РФ по банкротству и финансовому оздоровлению предприятия. В 2002 году краевой арбитраж ввел на заводе внешнее управление на один год, а затем продлил его на шесть лет. 16 марта 2009 года по решению Арбитражного суда Приморья ОАО «ХК «Дальзавод» признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия начата процедура конкурсного производства. В сентябре Арбитражный суд Приморского края назначил Александра Сажнова новым конкурсным управляющим ОАО «ХК «Дальзавод» вместо назначенного вице-мэром Владивостока Александра Чавычалова.

По мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, ликвидация крупнейшего судоремонтного и судостроительного предприятия края вряд ли сильно изменит ситуацию с судостроением и судоремонтом в принципе. «Большинство рыбаков по многим причинам предпочитают стоить и ремонтировать суда за границей. Дальнейшее развитие судостроительной и судоремонтной отрасли будет зависеть только от политики государства. Это те сферы, где без господдержки не обойтись».

Ложка меда

Между тем, на минувшей неделе «Дальзавод» отметил 120-летний юбилей. Поздравить одно из старейших промышленных предприятий Приморья пришли представители структур, долгие годы связанных с предприятием. Руководители ДВГТУ и техникумов, которые готовят для завода специалистов, офицеры ТОФ – их жизнь уже не один десяток лет связана с «Дальзаводом».

За более чем столетнюю историю «Дальзавод» прошел долгий путь от механических мастерских до акционерного общества, предприятия с развитой технической базой и высококвалифицированными кадрами.

История «Дальзавода» неразрывно связана с историей города Владивостока, который с первых дней основания строился, как порт и база русского флота на Тихом океане.

Матросы и солдаты с транспорта «Манджур», высадившиеся на берег бухты, впоследствии названной Золотым Рогом – стали первыми жителями Владивостока и его строителями.

Среди первых построек, возведенных военными, были и деревянные механические мастерские, предназначенные для ремонта кораблей, приходящих из Центральной России. Эти мастерские и были прообразом будущего завода. К концу 1887 года были отстроены на нынешней территории завода первые каменные сооружения – судоремонтные мастерские «Военного порта».

Историческая справка, полученная из Центрального Государственного архива ВМФ СССР, подтверждает, что датой основания мастерских Военного порта или Нового Адмиралтейства (ныне ОАО «ХК «Дальзавод») является 14 (26) октября 1887 года.

Об организационном открытии завода подробно сообщает и газета «Владивосток» от 25 октября 1887 года.

С этой даты начинается производственная деятельность судоремонтных мастерских «Военного порта» – одного из первых промышленных предприятий Приморья.

Первое каменное здание, построенное на заводе – здание механического завода. В этом здании когда-то располагался весь завод – и слесарные мастерские, и управление – а сейчас в нем находится центральный склад. В 1902 году на выставке проектов – это здание по своим архитектурным достоинствам было удостоено серебряной медали. Активное строительство завода продолжалось в течение 30 лет. На его территории были возведены один плавучий и три сухих дока. Первый сухой док, построенный в 1897 году, назывался именем цесаревича Николая, который присутствовал при его закладке.

С вводом в строй новых цехов и доков завод получил возможность производить сложнейший ремонт всех кораблей.

Завод предназначался для обслуживания судов тихоокеанской эскадры и входил в состав Военного порта. Поэтому вплоть до 1919 года он так и назывался – Военным портом. Во главе порта стоял командир, а первыми рабочими были моряки с кораблей, имевшие морские специальности.

Огромную работу провел коллектив завода в первые годы советской власти по восстановлению и реконструкции народного хозяйства Дальнего Востока. Наряду с выполнением капитального ремонта судов, завод ремонтировал разбитые паровозы, железнодорожные вагоны, восстанавливал разрушенные железнодорожные мосты, изготавливал различное оборудование для лесопильных заводов, нефтяной и рыбной промышленности, и для угольных копей Приморья.

В период с 1927 по 1932 год «Дальзавод» построил свыше 700 мелких судов и плавучих единиц. В числе построенных судов: стальные и деревянные катера, буксиры мощностью от 40 до 120 л.с., сейнеры, понтоны, баржи различной грузоподъемностью, разъездные катера. Позже строились морские моторные парусные шхуны грузоподъемностью 210 т морские двухвинтовые буксиры 400 л.с., суда других типов.

Участвуя в восстановлении края, рос и развивался «Дальзавод», сплачивался коллектив, который становится кузницей рабочих кадров Приморья и Дальнего Востока. В ноябре 1925 года на заводе создается первая профессионально-техническая школа, а спустя год организуется фабзавуч (школа фабрично-заводского ученичества) по металлопромышленности. В те годы «Дальзавод» стал кузницей рабочих кадров, как для Приморья, так и для всего Дальнего Востока. Немало дальзаводчан – отличных специалистов внедряли новые технологии и изобретения.

Ярчайшим примером этому может служить имя Виктора Петровича Вологдина – первого инженера-энтузиаста, дальзаводчанина – основателя сварного судостроения, ученого с мировым именем, профессора, и в дальнейшем ректора ДВПИ (1925 – 1928г.г.).

В 1930 году на «Дальзаводе» было построено первое в России целиком сварное судно, а затем на заводе было построено более 15 буксирных катеров и сварных барж. Опыт был распространен и на другие заводы нашей страны.

С 1931 года завод начал выполнять ответственейшее правительственное задание по укреплению и созданию Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке – строить и достраивать корабли и подводные лодки для Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке.

В суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. завод отправил на фронт несколько тысяч человек. И в эти же годы на заводе кроме основной программы по судоремонту было освоено производство боезапасов и оружия, а каждый дальзаводчанин трудился за себя и за товарища, ушедшего на фронт.

В 1941 году был создан технический отдел, только за один год, выпустивший 30 тысяч чертежей.

Преодолению трудностей в огромной степени помогало творчество рационализаторов и изобретателей, которое в годы войны приняло на заводе большой размах. Своими предложениями и изобретениями рационализаторы помогли решить сложные задачи – было внесено 6 тысяч рационализаторских предложений по улучшению производства.

За доблестный труд в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года «Дальзавод» был награжден высшим орденом страны – орденом Ленина. Одновременно с этим, орденами и медалями было награждено более 300 рабочих завода.

После войны наступили годы мирного созидательного труда. На коллектив завода был возложен ремонт судов ДМП, ВРХФ, китобойной и краболовной флотилий. Вводились в эксплуатацию новые цеха, реконструировались старые, высокими темпами велось жилищное строительство.

Значителен вклад «Дальзавода» в создание и развитие советского промыслового, торгового и научно-исследовательского флота. Заводом был освоен ремонт судов различного класса и назначения.

Годы перестройки, продолжавшиеся до 2001 года, были очень сложным периодом для завода, так же как и для всей страны. Но и в 80-90-е годы завод ремонтировал корабли и суда, плавбазы и подводные лодки. Так в 1982 году – отремонтировали авианосец «Минск», а в 1998 году – в ремонте была ПЛ «Варшавянка».

В новых условиях, связанных с тем, что в 2006-2007г.г. другие судоремонтные заводы – Первомайский СРЗ и Владивостокский СРЗ прекратили свою деятельность в области судоремонта, объем этих работ для «Дальзавода» резко возрос. Одновременно в Приморском крае произошло укрупнение рыболовных компаний, которые стали более тщательно следить за состоянием и модернизацией своего рыбопромыслового флота, что, безусловно, дало надежды на дополнительную загрузку завода.

К тому же, стали стабильно финансироваться госбюджетные организации – Администрация рыбного порта, пограничники, ТОФ, чьи заказы тоже размещались на Дальзаводе.

Для многих «Дальзавод» стал вторым домом. Целые семьи, династии – трудятся в дальзаводском коллективе. Около тысячи тружеников отдали заводу более четверти века жизни.

ОАО «ХК «Дальзавод» – самое крупное судоремонтное предприятие на Дальнем Востоке, располагает тремя сухими доками площадью более 7 тыс. кв. метров каждый.

Ксения ПИСАРЕВА

  • «Дальзавод» реорганизуется
  • «Дальзавод» реорганизуется