Отсутствие конфронтации — выгодно всем6 ноября во Владивостоке состоялся Дальневосточный научно-промысловый совет. В его работе приняли участие представители рыбопромышленных предприятий полуострова, а также министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. |
Камчатка выиграла!
Проходивший в конце октября-начале ноября ДВНПС был традиционно посвящён распределению общего допустимого улова по видам квот.
Обычно обсуждения бывают очень жаркими, и поводом для этого становится вопрос, какие объёмы будут определены для осуществления прибрежного и промышленного рыболовства. Основанием для этого является постановление правительства России № 768, согласно которому суммарный объём квот для осуществления прибрежного рыболовства определяется Федеральным агентством по рыболовству с учётом предложений бассейновых научно-промысловых советов, согласованных с субъектами Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также на основании данных о ежегодном закреплении объёмов в предыдущие годы, их освоении и рекомендаций рыбохозяйственной науки.
В этом году был подготовлен проект «Соглашения о закреплении процентного соотношения прибрежных и промышленных квот на добычу (вылов) водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне от ежегодно устанавливаемого суммарного объёма квот, выделенных для этих целей», закрепляющего это процентное соотношение на 5 лет.
Этот проект не раз рассматривался на предыдущих ДВНПС и региональных рыбохозяйственных советах. Процентное соотношение было определено на основании данных об объёмах выделенных камчатским предприятиям квот для прибрежного рыболовства за последние 5 лет. Спорные вопросы по некоторым подзонам всё же возникали, и для их разрешения пришлось искать другие подходы, основываясь на данных о вылове рыбопромышленных компаний всех дальневосточных субъектов в прибрежных районах, экономзоне и на континентальном шельфе. Но устроившее всех компромиссное решение было найдено, и соглашение подписано представителями всех дальневосточных регионов и Росрыболовства.
Благодаря этому впервые за много лет нам не пришлось вступать в конфронтацию (и это подтверждают в своих выступлениях его коллеги из регионов Дальнего Востока — «РК»). Всё было предельно прозрачным: и цифры, и методы их определения. Путём простого математического вычисления определили объёмы водных биоресурсов, которые достались предприятиям Камчатского края для осуществления прибрежного рыболовства. Оставшиеся после распределения от ОДУ объёмы перешли в промышленное рыболовство.
Теперь, зная это процентное соотношение и предполагаемый ОДУ, наши рыболовецкие компании заранее могут определить, какие объёмы квот достанутся им на следующий год согласно имеющимся у них долям.
Общий выигрыш Камчатки при таком распределении квот по сравнению с ОДУ прошлого года составил более 6 тысяч тонн, а с учётом увеличения оду по некоторым видам ВБР в 2010 году более 50 тысяч тонн квотируемых ценных видов рыб – трески, минтая, камбалы, терпуга, наваги. Теперь предприятия нашего региона могут планировать свою деятельность на долгосрочный период.
Но успокаиваться рано
Предприятиям, имеющим доли квот в прибрежном рыболовстве, тем не менее, не стоит почивать на лаврах.
Соглашение подписано на 5 лет, но каждая из 6 подписавших его сторон имеет право досрочно расторгнуть соглашение, в том числе если какой-нибудь регион не будет в значительном количестве осваивать прибрежные квоты. Рыбопромышленникам придётся поработать над повышением процента освоения в прибрежке, чтобы краевой минрыбхоз имел возможность отстаивать увеличение объёмов прибрежного рыболовства для камчатских предприятий.
Есть ещё один момент, который должен подстегнуть рыбопромышленников Камчатки вылавливать как можно больше рыбы. С 2010 года в полном объёме начнут проводиться аукционы по продаже долей квот, изъятых у пользователей, осуществляющих промышленное и прибрежное рыболовство. Основанием для их изъятия могут быть в том числе злостные нарушения правил рыболовства, в результате которых вбр был причинен крупный ущерб, но основной критерий – недоосвоение в течение 2-х лет подряд выделенных квот вбр в объёме 50 и более процентов. Раньше нормативно-правовые акты позволяли проводить такие аукционы самим регионам и перераспределять доли между предприятиями соответствующего субъекта Федерации.
Федеральная антимонопольная служба выступила против таких ограничений – согласно Конституции в России существует единое экономическое пространство. Эти ограничения сняты, и теперь любые предприятия, ведущие экономическую деятельность на территории РФ, соответствующие требованиям федерального законодательства, могут участвовать в аукционах на Камчатке, проводимых Росрыболовством. Государству ведь всё равно, кто – камчатские или приморские предприятия – будет осваивать выделенные квоты, главное – их выловить. Наша же цель в первую очередь обеспечить работой камчатские предприятия. В связи с чем, перед предприятиями рыбопромышленного комплекса Камчатки стоит задача не потерять закреплённые за ними на основании распределения 2008 года доли квот вылова вбр. В связи с этим уже на этой неделе, согласно решению Камчатского рыбопромыслового совета, соберётся рабочая группа КРХС, на которой будет рассматриваться вопрос недоосвоения ценных видов водных биоресурсов некоторыми предприятиями Камчатского края в 2009 году. При изъятии долей квот и передаче их на аукционы будут браться результаты промысла в 2009 и 2010 годах. Но статистика за 2007 и 2008 годы, когда действовали договоры на ранее закреплённые доли квот, говорит о том, что одни и те же предприятия полуострова постоянно полностью или частично недоосваивают выделенные им водные биоресурсы. Пусть по отдельным предприятиям это небольшие объёмы, по 20-30 тонн. Но из них, учитывая количество рыбопромышленных компаний в Камчатском крае, складываются колоссальные объёмы недоосвоения. К примеру, на 1 октября камчатскими рыбопромышленниками не выловлено 19 839 тонн минтая, 8,5 тыс. тонн трески, около 7 тыс. тонн терпуга. Именно рыбопромышленные предприятия полуострова обеспечивают работой жителей полуострова, платят налоги на территории нашего субъекта, создают инфраструктуру. Но если недоосвоенные ими квоты попадут на аукционы, сюда могут прийти «варяги», которым, скорее всего, будут малоинтересны проблемы нашего региона.
Как строить флот?
Но смогут ли повысить процент освоения камчатские предприятия, если рыбацкий флот полуострова стремительно стареет?
Из 669 рыбопромысловых судов, находящихся в реестре края, почти 90 % имеют возраст более 15 лет, из них более 20 % построены 25-30 лет назад. Они уже морально и физически устарели. На поддержание их в нормальном состоянии и переоборудование рыбопромышленникам приходится тратить колоссальные средства.
Вопросам строительства современных рыбацких судов на российских верфях был посвящён проходивший в рамках ДВНПС «круглый стол». Все его участники были согласны с тем, что необходимо возрождать отечественное судостроение. Однако не все рыбопромышленники приветствовали путь, предлагаемый Федеральным центром. Идея внесения изменений в федеральный закон «О рыболовстве…», которыми вводится дополнительный вид квот для государственных нужд (в том числе и для целей поддержки отечественного судостроения), возникла в результате поручения председателя правительства России об обеспечении квотами судов, которые будут строиться с 1 января 2010 года на российских верфях. Но рыбопромышленники идею «квот под киль» не поддержали, поскольку считают, что это фактический передел имеющегося рынка квот.
К тому же, отечественное судостроение в настоящее время не готово обеспечить рыбопромышленные компании современными судами. К примеру, рыбакам был предложен проект крупнотоннажного рыбопромыслового судна, который базируется на наработках ещё 80-х годов. Но судостроение не стоит на месте. Сейчас за границей строятся суда с современными энергетическими установками, которые по сравнению с отечественными аналогами тратят на добычу 1 тонны ВБР на
30-40 % меньше дорогостоящего топлива. Вот и приходится российским компаниям ориентироваться на зарубежные (норвежские, корейские или китайские) верфи, где заказ выполнят быстро, качественно и относительно недорого. Поэтому ДВНПС принял решение рекомендовать ФАР направить в правительство заключение о нецелесообразности внесения изменений в закон «О рыболовстве…», предусматривающие изменение установленного порядка наделения юридических лиц и предпринимателей долями добычи (вылова) ВБР и введения нового вида рыболовства.
Члены ДВНПС решили подготовить перечень изменений в федеральное законодательство, предусматривающих финансовое стимулирование инвестиционной деятельности рыбопромышленных предприятий по строительству судов на отечественных верфях. Возможно привлечение иностранных специалистов и зарубежного капитала. Представители российско-корейской компании, к примеру, пообещали строить суда на российских верфях не дольше, чем в той же Корее или Норвегии. Осталось только обсудить, в каких же судах нуждается отечественный рыбопромысловый флот.
Что касается Камчатки, то на полуострове планируется подписать трёхстороннее соглашение между Дальневосточным центром судостроения и судоремонта, правительством края и Союзом рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки. В нём предполагается, что рыбопромышленники, выходя на определённые предприятия, осуществляющие ремонт судов на территории региона, будут заключать договоры на практически все виды ремонта (текущий, средний, аварийный, доковый) рыбопромысловых судов и обеспечивать им круглогодичную загрузку. Мощности на полуострове для этого есть – к примеру, бывший завод «Горняк» в Вилючинске уже сейчас готов осуществлять все виды ремонта судов рыбопромыслового флота Камчатки.