Газета «Рыбак Камчатки»

Жизни и здоровье забирает море…

Всплеск тяжёлого и смертельного травматизма на промысловых судах Камчатского края отмечают специалисты в уходящем году

Каковы основные причины несчастных случаев, в которые то и дело попадают камчатские моряки? К каким последствиям могут привести халатность со стороны руководителей экипажа и легкомысленное отношение тружеников моря к собственной безопасности? Это мы попытались выяснить в государственной инспекции труда в Камчатском крае.

Нежданная беда

По данным международной организации труда, ежедневно в мире около 5,5 тысячи человек погибают от производственных травм.

Главный рыбовод рыбоводного завода, принадлежащего ООО «Фолерон», Алексей Удалов скоропостижно погиб прошлой зимой. Трагедия произошла во время очередной вахты специалистов. В ночь с 18 на 19 февраля на производственные постройки, в которых «вахтовали» рыбоводы, неожиданно сошла снежная лавина. Гора снега буквально расплющила один из «домиков», находившихся в районе реки Жировая. Коллеги из соседней постройки, которую снежная беда миновала, незамедлительно вызвали службу МЧС. Пока спасатели добирались до места происшествия, сотрудникам завода удалось самостоятельно откопать одного из двух человек, оказавшихся под снегом (к счастью, он травм не получил). Алексея «МЧСовцы» нашли уже не подававшим никаких признаков жизни.

– При расследовании несчастного случая было установлено, что за 9 лет, в течение которых у реки Жировая находились данные постройки, случаев схода лавин зафиксировано не было, — комментирует заместитель руководителя государственной инспекции труда, советник государственной гражданской службы 2 класса РФ Владимир Полуян. — Мать погибшего считает, что руководство завода не приняло соответствующих мер по предотвращению трагедии. Что ж, будем разбираться. Однако хочется отметить, что этот случай относится к разряду нетипичных. А вот с судами всё обстоит иначе…

Из года в год

Ни для кого не секрет, что судно само по себе является источником повышенной опасности. Однако существуют нормы и правила безопасности, которые призваны свести к минимуму риск, которому неминуемо подвергается человек на производстве. В особенности на таком опасном, как работа в море.

За долгие годы регистрации и анализа несчастных случаев с тяжёлыми последствиями специалисты выделяют типичные причины. И основной из них по-прежнему остаётся неудовлетворительная организация производства работ и легкомыслие самих пострадавших. Об этом свидетельствует очередной смертельный случай, произошедший 11 апреля на БМРТ «Данко», принадлежащем ООО «Корякморепродукт».

В тот день шла перегрузка мороженой продукции с БМРТ «Данко» на ТР «Субару». Матрос-обработчик Вадим Клёнышев решил не подниматься из трюма судна по трапу, как это положено делать. Он выбрал нестандартный способ, за что вскоре и поплатился жизнью. Не думая об опасности, Вадим запрыгнул на пустой поддон, предназначенный для морепродуктов. Но неожиданно зацепился за один из тросов, на которые крепился этот поддон, и с грохотом сорвался в нижний трюм.

— Дело в том, что на каждом корабле присутствуют должностные лица (руководители), которые обязаны следить за порядком на производстве, — пояснил Владимир Полуян. — Часто в таких ситуациях руководитель находится рядом и молча наблюдает за происходящими нарушениями. Примечательно, что и сами пострадавшие позволяют себе такие «вольности», несмотря на то, что были заранее проинструктированы по всем пунктам.

Ещё один случай, свидетельствующий о том, что труженики моря зачастую сами нарушают правила охраны труда, произошёл 6 мая. Старший помощник капитана ПТР-50 «Русь» (ООО «Велест») вместо возложенного на него руководства операцией решил взять на себя изначально не предписанные ему функции: во время подъёма листов железа, старпом захотел поправить съезжающий с движущегося поддона груз. Войдя таким образом в опасную зону, он получил тяжелейшую травму – соскользнув с поддона, лист железа придавил моряку ногу.

По той же причине моряк МРС-150 № 124 (ЗАО «Корякрыба») 7 июня лишился части правой руки. Во время выборки невода пострадавший решил поправить трос в опасной зоне (что по правилам охраны труда делать запрещалось). Удивительно, но в тот момент, когда неудачливому труженику моря раздавило ваером руку, за его спиной стоял один из членов командного состава судна, призванный контролировать происходящее.

И пьют, и бьют

Рукоприкладство на рыбопромысловых судах, «подогретое» алкогольными напитками, в нынешнем году стало особенно частым явлением.

29 марта на ТСМ «Капитан Омельченко» (рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина) члены экипажа, предварительно «приняв на грудь», активно выясняли отношения. Механик-наладчик К., побуждаемый добрыми намерениями, решил разнять дерущихся товарищей. После чего убедился на личном опыте в том, что добрые дела наказуемы. Бедный механик-наладчик был избит вторым механиком судна с тяжёлыми последствиями (лишился части уха, получил перелом носа и сотрясение головного мозга).

Позже подобный случай произошёл на БАТМ «Михаил Старицын» того же рыболовецкого колхоза. 4 августа член экипажа в пылу пьяной ссоры воспользовался холодным оружием. Не прибегая к долгим словесным доказательствам собственной правоты, озверевший моряк вынул из кармана нож и ткнул своему товарищу в бок.

И это лишь некоторые примеры безобразия, разыгравшегося на камчатских судах.

— Последний раз такой всплеск межличностных конфликтов, нередко выливающихся в откровенную резню, нашей инспекцией фиксировался в 2005 году, — рассказал заместитель руководителя гострудинспекции (по охране труда). — И вот ситуация повторяется. Слабая дисциплина, неблагоприятный моральный климат в экипаже – это лишь некоторые возможные объяснения происходящего.

Редко, но метко

Застрявшие в подвесном блоке кухтыли упали на голову помощника капитана РС-300 «Ягодное», принадлежащего ООО «Камчатрыбопродукт».

В чём же причина происшествия? В ходе расследования гострудинспектор выявил ряд нарушений. Во-первых, руководство промысловой командой данного судна было возложено на матроса, который не имел допуска к этому роду деятельности. А именно: у него не было необходимого для этого квалификационного удостоверения мастера по добыче рыбы. Во-вторых, у этого матроса отсутствовали документы, подтверждающие его знания в области охраны труда. Между тем, любой руководитель обязан такую проверку пройти.

Кроме того, на этом же судне уже другого труженика моря допустили к управлению промысловым механизмом без соответствующего квалификационного удостоверения.

По словам специалистов гострудинспекции, такие случаи можно смело отнести в разряд типичных: они регистрируются, по меньшей мере, раз в год.

Неудовлетворительное оборудование судна средствами коллективной защиты — одна из редко встречающихся причин несчастных случаев.

На СБ «Орлица» (ООО «Некюрий») не было леерного ограждения трюма, что вскоре «аукнулось» печальными последствиями. Старший помощник капитана, в обязанности которого, собственно, и входило соблюдение этого правила коллективной безопасности, упал в трюм. Результат – тяжёлая травма головы.

Через сердце и сознание

Очевидно, что люди, уходящие на «морские» заработки, зачастую мало заботятся о собственном здоровье и нередко относятся к собственной жизни, мягко говоря, безответственно. Причин, в том числе личностных, для этого может быть много.

Между тем, нарушений по охране труда с каждым годом становится только больше. А это значит, что снова и снова будут ломаться чьи-то судьбы, обрываться жизни…

— Только «силовыми» методами проблему травматизма на производстве решить практически невозможно, — заключил Владимир Полуян. — Конечно, важна и экономическая заинтересованность руководителей рыбопромышленных предприятий. Работодатели должны почувствовать, что халатное отношение к соблюдению правил охраны труда на производстве невыгодно предприятию: это и штрафы, и проверки, и репутация, и выбывшие из производственного процесса работники. Это жизни людей, в конце концов! Очень важно, чтобы всё это доходило до сердца и сознания как руководителей, так и самих тружеников.

*P. S.

При заключении трудового договора человек автоматически застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Только при официальном оформлении трудовых отношений работник имеет право при необходимости получать ежемесячные страховые выплаты на лечение. Кроме того, наличие договора даст возможность установить чью-либо вину при ЧП.*

Дарья ЧЕРНЕНКО.