Газета «Рыбак Камчатки»

Осенние тезисы об экологии

В сентябре правительство края утвердило программу «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на 2010-2012 годы». Меры, по мнению разработчиков, — специалистов министерства природных ресурсов края — которые прописаны в программе на ближайшие три года, помогут снизить уровень загрязнения окружающей среды, будут способствовать развитию особо охраняемых природных территорий. В рамках программы из краевого бюджета выделят средства на развитие инфраструктуры особо охраняемых природных территорий. Правда, сумма эта не будет велика, дополнительные средства планируется привлечь благодаря иностранным грантам.

Всё по плану

Кроме этого, будут проведены мероприятия по обустройству и содержанию полигонов бытовых и промышленных отходов на территории региона, работы по экологическому просвещению населения.

В 2010 году в глобальной сети должен появиться сайт об экологии и охране окружающей среды на Камчатке, а к 2012 г. планируется выпустить очередное издание Красной книги.

Но, пожалуй, больше всего мероприятий в программе посвящено одной из главных проблем – замусориванию окружающей среды.

В 2008 году в крае образовалось свыше 460 тыс. тонн отходов, а это в 1,3 раза больше, чем в 2007-м. В дальнейшем специалисты прогнозируют увеличение количества мусора, и это имеет под собой вполне веские основания, так как увеличивается объём ввозимых в регион товаров. С другой стороны, это бы не так нас пугало, не стой в крае так остро проблема утилизации и переработки отходов (рециклики).

На сегодня у нас, например, нет ни одного грамотно организованного полигона для захоронения отходов, а все площадки для сбора мусора являются нелегальными, в том числе в Пиначево и Радыгино. С 2005 года в Елизовском районе строят полигон, который бы соответствовал всем требованиям экологов и эпидемиологов. Планируется, что в 2010 году эта эпопея наконец-то завершится, и полигон заработает. Через два года на этом участке обещают поставить ещё и мусороперерабатывающий завод. Параллельно проект полигона разрабатывается и в Петропавловске.

В 2010 году, по прогнозам, должны завершиться работы по обустройству полигона химикатов и пестицидов у вулкана Козельский. Свезли их туда впервые в 1965 году, на протяжении многих лет свалка пополнялась, и мало кого интересовало, насколько это может быть опасно для населения.

– Мониторинг окружающей среды в том районе стали проводить только с 2002 года. В период паводков часть химикатов попадает в подземные и надземные воды, – говорит начальник отдела экологической безопасности и государственной экологической экспертизы министерства природных ресурсов края Александр Иванов.

Часть химикатов, которые остались на территориях заброшенных совхозов – 39 тонн – собираются вывезти на материк, уже начались переговоры с Красноярским краем.

Сегодня остро стоит вопрос о том, куда девать скопившиеся ртутные лампы, шины, кузовы машин, медицинские препараты, шприцы, компьютеры, аккумуляторы, сотовые телефоны… Но впереди — новая проблема, связанная с предложением перехода на энергосберегающие лампочки: куда будем девать использованные?

До сих пор не создано единого реестра по отходам в регионе, поэтому количество конкретных видов отходов можно пока называть только приблизительно. По словам Александра Иванова, всю информацию планируется систематизировать к следующему году.

Всего на программу выделено более 134 млн. руб.: за счёт средств краевого бюджета – 14,2 млн. руб., местных бюджетов – 102,3 млн. руб., внебюджетных источников – 17,7 млн. руб. Разработчики не исключают, что при стабилизации финансовой ситуации бюджетное финансирование в последующие годы будет увеличено, а сам план дополнен и другими мероприятиями.

Настораживает здесь одно: вносить большинство средств на реализацию программы должны муниципалитеты. Да, по закону так и положено, но практика показывает, что в муниципальных районах финансирование экопрограмм продвигается с большим трудом из-за того, что в местных бюджетах не хватает денег.

Чтобы как-то простимулировать развитие вторичной переработки, в краевую программу включено сотрудничество с частными предпринимателями, которые занимаются рецикликой. Бизнес это весьма затратный, к тому же его организация требует сил и терпения.

– Правительство края помогает получать бизнесменам лицензии, разрешение на регистрацию земельных участков. В этом деле до сих пор много административных барьеров, так что в одиночку их пройти сложно, – считает Александр Иванов.

Несмотря на то, что организаторам подобного бизнеса были обещаны налоговые послабления, на деле получить их невозможно – это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. К тому же в крае не налажен раздельный сбор мусора, то есть предпринимателям приходится организовывать его своими силами.

По идее, принятая краевая программа по экологической безопасности — только малая часть того комплекса мер, который должен быть предпринят в регионе.

«А Германа всё нет…»

Например, не известно, когда же будет доработана и принята программа «Отходы».

Одним из её направлений, по словам министра природных ресурсов края Юрия Гаращенко, должно было стать стимулирование вторичной переработки. Предполагалось, что программу представят на суд экологов и общественности ещё в марте. Но на дворе уже осень, а «Германа всё нет».

Между тем, любая программа – это план действий, который прежде всего должен опираться на закон. В России, а значит, и в регионах, его до сих пор не приняли.

В нашей стране предпринималось несколько попыток создания закона «О вторичных материальных ресурсах». Первая относилась ещё к 80-м годам, тогда даже были приглашены специалисты, создан специальный отдел. В 90-е годы его, как футбольный мяч, «пинали» от одного министерства к другому, но всюду он приходился не ко двору. К 2000 году отдел присоединили к минпромэнерго РФ. Тогда же им был разработан очередной проект закона «О вторичных материальных ресурсах». Авторы взяли за основу опыт Германии, в том числе, предложив создать в стране сеть заводов по переработке отходов различных видов – бумаги, стекла, ртутных ламп, кузовов и т.д. Причём, сделали акцент на том, что нужно учитывать, насколько развита промышленность в регионе, его географическое положение, экономическое развитие. На отдалённых территориях, как Камчатка, где нет крупных заводов и небольшой рынок сбыта для продуктов вторичной переработки, было предложено строить мини-заводы. На них мусор можно превращать в промежуточный продукт переработки (например, измельчать пластик), а потом вывозить его в регионы для дальнейшего использования. К тому же разработчики предложили ввести ответственность производителей за сбор своей использованной продукции и её дальнейшей переработке. Такая система мощно развита в западных странах: производитель либо сам занимается переработкой отходов, либо отчисляет налог на рециклику. Там давно поняли: мусор – это ресурс, такой же как нефть, газ, природные ископаемые и т.д. В Японии корпорации, занимающиеся производством компьютеров и прочей техники, организовали сбор вышедших из строя машин. Их «потрошат» – вынимают цветной металл, который впоследствии идёт для производства новых машин, корпуса и оставшиеся детали пускают на переработку.

Эти примеры показывают, что сейчас в мире постепенно переходят от бездумного расходования ресурса к разумной экономии. Для функционирования подобной системы в других странах были созданы отдельные законы.

Проект закона «О вторичных материальных ресурсах» добрался до Госдумы РФ только к 2006 году и… «лёг под сукно». Есть версия, что принятию документа препятствовали крупные международные корпорации, занимающиеся производством техники, бытовой химии, продуктов питания и т.д. Если бы закон заработал, им пришлось бы раскошеливаться на рециклику.

Кстати, в 2004 году планировалось разработать ещё один законопроект – «Об упаковке и упаковочных отходах». В Госдуме РФ по этому поводу проводилось совещание, организованное депутатами и представителями предприятий-производителей и потребителей упаковочной продукции. Планировалось, что в законе будет прописано, в том числе, как и на каких условиях будет осуществляться рециклика упаковки. Этот проект так и не был доведён до ума.

Новый дубль

Итак, ситуация в плане переработки отходов в России плачевная: законодательный базы нет.

Были идеи не писать новый закон, а внести изменения в существующие – «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», но они пока не воплотились в жизнь. Да и уже существующие законы, регулирующие сферу обращения с отходами, нередко не исполняются. К примеру, практически во всех регионах до сих пор не организовано селективного (раздельного) сбора мусора.

Другой пример: с 1 января 2010 года все отходы муниципалитеты должны вывозить только на полигоны, имеющие лицензии и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. К слову, на Камчатке, подобных пока нет. Существует 7 неофициальных свалок, где и происходит «захоронение» мусора. Полигон в Елизовском районе, который будет отвечать всем ГОСТам и СНИПам, планируют достроить через год. В итоге – новых полигонов в крае нет, приводить «в порядок» неофициальные свалки – дело не одного месяца. Следовательно, в следующем году муниципальные бюджеты «похудеют» на новые штрафы.

Подобная ситуация складывается и в других российских регионах. Выступая в программе «Парламентский час», министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев отметил, что нельзя пускать проблему оборота отходов на самотёк.

По его мнению, всё можно изменить, но для этого необходимо создать законодательную базу, в том числе и о вторичных материальных ресурсах, убрать административные барьеры, которые ставятся перед предпринимателями, решившими заниматься рецикликой. И пересмотреть схему платы «за негативное воздействие на окружающую среду»: увеличить размер штрафов и таким образом побудить владельцев предприятий и организаций вкладывать больше средств в экологичные технологии.

Кажется, из уст других чиновников не раз звучали подобные тезисы. Претворятся ли они в жизнь на этот раз?

Немного о грантах

И ещё немного о том, что же могут предпринять краевые власти в решении «мусорной» проблемы.

В этом году Татарстан выиграл грант ООН по промышленному развитию (UNIDO) на организацию рециклики. Специалисты UNIDO разрабатывают и помогают в реализации проектов, относящихся, например, к рациональному природопользованию и обеспечивающих экологическую устойчивость в регионе. У ООН есть также программа ЮНЕП, направленная на защиту и улучшение окружающей среды. Довольно часто ЮНЕП финансирует экологические проекты в различных странах. Что касается России, то недавно представитель ЮНЕП проводил переговоры с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным о сотрудничестве.

Камчатский край вполне может попробовать свои силы, тем более, что он уже участвовал в нескольких программах ООН, одна из них посвящена сохранению дикого лосося.

Так почему бы не попробовать посотрудничать с иностранными коллегами хотя бы в сфере обмена информацией? Конечно, в крае ещё не создано серьёзной комплексной программы, посвящённой обороту отходов и сохранению окружающей среды, но ведь всегда можно опереться на опыт других стран и взять из него лучшее.

Ольга СИДОРОВА.