Электронные торги подходят не всемПо мнению экспертов, о введении обязательного использования электронных торговых площадок как единственно возможных для всех участников рынка и речи быть не может. |
На минувшей неделе Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) совместно с Центром развития экономики и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) представил исследование на тему: «Развитие электронных торговых площадок (ЭТП) как прозрачного экономического и антикоррупционного инструмента», посвященное проблемам и перспективам использования электронной торговли в закупочной деятельности государственных и корпоративных организаций.
По мнению генерального директора ИПЕМ Юрия СААКЯНА, рынок электронной торговли имеет огромный потенциал, реализация которого даст не только значительный экономический эффект, но и станет мощным инструментом в борьбе с коррупцией. В частности, в исследовании отмечается, что перевод только половины госзакупок из имеющегося объема в 4,2 трлн. рублей на ЭТП, способен дать экономический эффект свыше 400 млрд. рублей ежегодной экономии, т.е. около 10%.
С выводами ИПЕМ согласны и участники рынка. Так, по мнению председателя совета директоров Центра развития экономики Александра БОЙКО, экономия от использования ЭТП в закупочной деятельности корпоративных заказчиков, в число которых входят как естественные монополии и крупные холдинги, так и компании малого и среднего бизнеса, может достигать 15% со стороны закупок и 23% со стороны сбыта.
Однако, комментируя по просьбе «РП» ситуацию с инициативой руководства рыбной отрасли по введению системы реализации рыбопродукции в обязательном порядке посредством товарных рыбных бирж (основанных на принципах электронных торгов), Юрий Саакян подчеркнул, что об обязательности использования ЭТП как единственно возможных для всех участников рынка речи быть не может:
- Загонять всех покупателей и потребителей в одну единую конструкцию никто не предлагает. Но установить правила, одинаковые для всех электронных торговых площадок, которые были бы понятны, прозрачны и неизменны, просто необходимо. Принимаемый закон об электронной торговле описывает, по каким принципам должны функционировать электронные площадки (открытость, сохранение информации, взаимодействие с участниками рынка, страхование рисков и т.д.). А уже исходя из этого, каждый человек должен самостоятельно решать, что ему выгоднее – использовать электронные торговые площадки или традиционную схему товарооборота.
Неудивительно, что у рыбаков подобные законодательно-принудительные инициативы руководства вызывают несогласие. Возникает вполне адекватный вопрос – «почему я обязан только таким образом продавать свою продукцию?» В данном случае я не согласен с позицией тех, кто разрабатывает данный законопроект. К тому же, на мой взгляд, биржи – не самый лучший и не самый выгодный рыночный инструмент, который может использоваться с применением ЭТП. Существуют принципиально биржевые товары, для которых биржевой механизм действительно удобен, а есть товары, которые просто нецелесообразно продавать таким способом, уверен эксперт.
Значимость вида товара при выборе схемы реализации отметил и Александр Бойко:
- Одно дело, когда на открытые торги выставляется, допустим, квота на вылов рыбы. На мой взгляд, это как раз положительный пример прозрачного механизма реализации коррупционно емкого сегмента. Однако когда речь идет о продаже выловленной рыбы – это уже ваш собственный товар, который вы имеете право продавать так, как хотите, и никто не может вас обязать реализовывать ее только на открытых биржевых торгах.
Другое дело, что в этом случае вы можете продать свой товар себе в убыток. Государство же не желает допускать этого, так как от исхода сделки, в конечном счете, зависит и размер поступающих в казну налогов. Соответственно требуется определенный механизм: либо вы продаете не ниже определенной ценовой отметки, либо осуществляете продажу на открытых торгах, где вам дадут на открытом аукционе максимально высокую цену. По той же схеме на открытых торгах могут закупаться рыболовные снасти, суда, услуги по ремонту и т.д., привел пример председатель совета директоров Центра развития экономики.
Между тем проект постановления о биржевой торговле водными биоресурсами, подготовленный Росрыболовством, возвращен на доработку.
Министерство юстиции РФ вынесло отрицательное заключение по проекту постановления правительства РФ «О случаях и порядке реализации уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции на товарных биржах».
Напомним, что проект постановления с одноименным названием был подготовлен Федеральным агентством по рыболовству в январе 2009 г. и внесен в правительство РФ. Он предусматривал обязательную продажу на товарных биржах всех направляемых на экспорт уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции. Однако после многочисленных обращений руководителей органов государственной власти субъектов Дальневосточного федерального округа, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и общественных объединений рыбохозяйственного комплекса проект постановления был возвращен в Федеральное агентство по рыболовству для дополнительной проработки.
В августе 2009 г. Федеральное агентство по рыболовству внесло в правительство новую редакцию постановления о биржевой торговле водными биоресурсами, которое предусматривает обязательную продажу на товарных биржах уловов водных биоресурсов и произведенной из них продукции в размере не менее 25% квоты объема добычи водных биологических ресурсов, распределенной юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в соответствующем году. Однако Минюст указал, что проект постановления нуждается в доработке с целью уточнения положений, определяющих случаи и порядок реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции. Также в заключении отмечено, что проект постановления не в полной мере соответствует ч. 3.5 ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право выбора при осуществлении реализации уловов водных биологических ресурсов и произведённой из них рыбной и иной продукции.
Проект постановления вновь возвращен аппаратом правительства Российской Федерации в Федеральное агентство по рыболовству.