Газовые гидраты Охотского моря –моря гордости и болиОхотское море — наша национальная рыбная колыбель и нива площадью 1,6 млн. кв. км. с объёмом вод в 1,3 млн. куб. км. |
В прошлогоднюю путину вылов одних только тихоокеанских лососей в нём составил 522 тысячи тонн.
Морские глубины (средние в 0,8 км, максимальные — 3,5 км) скрывают, по оценкам наших учёных-нефтяников, начальные нефтегазовые ресурсы в 8735 млн. тонн условного топлива (у.т.) и запасы в 1737 млн. тонн у.т. на площади в 574 тыс. кв. км. А это всего 8,85 % начальных суммарных ресурсов углеводородов всех недр российских морей. Пока с восьми открытых сахалинских шельфовых месторождений накопленная добыча составила всего 20 млн. тонн у.т., а это — всего 2,6 % по нефти и 1,4 % по газу от суммарной добычи углеводородов в России 2008 года.
В дальнейших планах добыча нефти должна возрасти с 3,1 % (в этом году) до 5,3 % (через 20 лет). А по газу за этот же период — с 3,3 до 8,6% в общероссийских показателях добычи этого углеводородного сырья.
Одновременно расширяется и география поисков углеводородов. Газогеохимические донные исследования, выполненные в ФГУ НПП «Севморгео» на региональных геотраверсах Охотского моря в 2006-08 гг., показали высокие концентрации метана и гелия в зоне сочленения Магаданского прогиба и впадины ТИНРО, в районе Тауйской впадины. Здесь был установлен ряд аномалий водорода, аргона, вызванных их подтоком с больших глубин.
Газогидратная кладовая
Менее известны читателю (и пока слабо изучены) газовые гидраты Охотского моря, которые, по оценкам учёных Института морской геологии и геофизики ДВО РАН (О.В. Веселова, В.В. Куделькина) занимают 100 тыс. кв. км морского дна при средней мощности газогидратной толщи в 200 метров.
Газовые гидраты — твёрдые соединения, в которых молекулы метана связаны молекулами кристаллизационной воды. Один объём такой воды может связать 70-220 объёмов газа. По разным оценкам, из 1 кубометра газогидрата можно выделить от 168 до 180 кубометров газа.
Впервые признаки газогидратов в Охотском море были установлены ещё в далёкие 80-е годы специалистами треста «Дальморнефтегеофизика» по сейсмическим профилям МОВ (методом отражённых волн). Аномальные высокоамплитудные отражения от осадков, расположенных ниже морского дна, были установлены на склонах Южно-Охотской котловины, впадин Дерюгина и ТИНРО и в прогибах центральной части моря на глубинах более 0,4-0,5 км, фиксируя подошву зоны стабильности газовых гидратов.
Образцы гидратов с запахом ацетилена были подняты со дна Курильской котловины и у западного борта впадины Дерюгина в районе 144 меридиана (между 53-54 градусами с.ш.). В первом случае при глубинах моря в 3,2 км, во втором — 700-800 метров.
В 90-е годы учёные Японии, США и России выявили аномалии газогидратов у берегов Японии, севернее о. Хоккайдо, на склоне Курильской котловины, ниже свала глубин Голыгинского прогиба со стороны юго-западной Камчатки.
Как оказалось, температурные условия придонного слоя воды (1,7-2,2° С) благоприятны для формирования зоны охлаждения поверхностной части осадочного чехла и приповерхностных гидратов.
Но их прогрев снизу — за счёт подводных извержений, гидротермальной деятельности, тепловых потоков из глубин недр — разлагает газовые гидраты, разрушает их толщу. Это приводит к просачиванию газов в водную среду с формированием газовых факелов. Учёные особо отмечают опасность распада (диссоциации) гидратов из-за подводных оползней и сейсмообвалов во время землетрясений. Метан в газогидратах при нарушении их твёрдого состояния — опасный источник поступления и нагрева атмосферы Земли.
Даешь газогидраты шельфовых глубин!
По данным независимого эксперта С.М. Стефаненко, которые она привела на конференции РАО-09 (СПб), только в США в итоге исследований, начатых в 1982-91 гг., ресурсы газа из газогидратов суши и прилегающего шельфа оценены в 6000 трлн. куб. м. При коэффициенте извлечения всего в 1 % это составит
60 трлн. куб. м – в два раза выше нынешних запасов всех газовых месторождений США.
В целом, по оценкам экспертов, суммарные запасы метана только в газогидратах морского дна, а это 10 % площади Мирового океана, в 2 раза выше всех запасов углеводородов суши и морей.
Сегодня технологии не только извлечения, но и рентабельного извлечения метана из гидратов разрабатывают учёные Южной Кореи, Японии, США, Индии, Канады.
Наиболее далеко продвинулись японские исследователи, которые на основе разработанных технологий планируют начать промышленную добычу газа уже в 2010-15 гг. На основе газогидратных (почти нано?) технологий наши соседи будут опреснять морскую воду, применять их в медицине, автомобильных двигателях, хранении продуктов питания и т.п.
Открытие газогидратов Байкала
А у нас? В газете «Природно-ресурсные ведомости» в статье «Путин на Байкале и о Байкале» (№ 7, июль 2009 г.) приведён его любопытный разговор с академиком Р. Нигматулиным о газогидратах, обнаруженных на дне озера (через которые в ряде мест просачивается в воду нефть) при спуске глубоководного аппарата «Мир»:
«… на дне их много, но как добывать? …добыча технически опасна — это сильный парниковый газ. Как его разрабатывать — дело будущего».
Академику, конечно, виднее.
Но если захотим, то сможем
Метод термохимического извлечения метаносодержащего газа из гидратных месторождений ещё в 2003 г. был разработан в ОАО «GTL» (Москва) для Индии в условиях давлений от 55 до 300 атм. и температуры газовой смеси от 40 до 1 200° С.
Станут ли газовые гидраты Охотского моря для нас новым энергетическим носителем ХХI века? Выдержит ли эту нагрузку морская экосистема — покажет ближайшее будущее.
Но не будем забывать, что ждут своей очереди на разработку и россыпи золота, титана, железа и платины в его шельфовых и береговых зонах…