Прибрежные квоты должны «работать» на КамчаткуРасширенный Камчатский рыбохозяйственный совет должен был привлечь внимание рыбопромышленников полуострова: на нём рассматривались вопросы, которые должны волновать многих камчатцев, ведь от их решения зависит, как мы будем жить в ближайшие годы. |
Подальше от посторонних глаз?..
Действительно, 30 марта в большой зал здания краевого правительства пришло несколько больше представителей компаний рыбной отрасли Камчатки, чем обычно.
Но всё же, как отметил министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын, явка была далека от идеала: «Наверное, так рыбопромышленникам «интересно», что будет происходить на территории полуострова в течение нескольких ближайших месяцев».
На самом деле никому не всё равно, как будут работать их предприятия, какую прибыль получат и какую зарплату смогут платить своим работникам. Но почему-то озабоченность перспективами развития и своих предприятий, и рыбной отрасли Камчатки в целом они предпочитают не высказывать на КРХС. Так что физически рыбопромышленники как бы и сидели в креслах большого зала, но на слова министра практически никак не реагировали. Информация и предложения Владимира Галицына словно тонули в вате, практически не вызывая ни одобрения, ни споров.
Похоже, контакт власти и бизнеса если и происходит, то не на таких открытых мероприятиях, а глубоко прячется от чужих глаз. Такое впечатление, что в названии этого органа слово «совет» является лишним. Пока что на КРХС самой заметной фигурой является сам «рыбный» министр, рассказывающий с трибуны о том, что должно волновать всех связанных с рыбной отраслью людей.
«Чужой» флот — не всегда плохо
А интересного на нынешнем КРХС было много. К примеру, как будет организован промысел тихоокеанских лососей в путину 2010 года.
Если в прошлом году стартовый прогноз науки составлял 163 тыс. тонн, то в этом году он несколько выше – почти 166 тыс. тонн. Основная рыбалка в чётные годы проходит на западном побережье, где будут сосредоточены основные усилия по промыслу лососёвых. И если в Камчатско-Курильской подзоне обработать выловленную рыбу будет попроще – здесь береговая инфраструктура поразвитей и заводы помощнее, то на западе Камчатки проблема встанет острее. Поэтому к нелёгким будням приближающейся путины, говорил министр, нужно готовиться. В том числе и в плане привлечения рыбацкого флота к обработке лососей.
В прошлом году из 192 тыс. тонн добытого лосося на плаву переработали 101 тыс. тонн. Но можно было выловить и больше – из-за того, что некоторые рыбопромышленники не прислушались к увещеваниям краевого МРХ привлекать флот, при необходимости, и других дальневосточных регионов, для приёмки рыбы на плаву и переработки, 15-20 тыс. тонн горбуши было «потеряно» в Карагинской подзоне.
В этом году основная рыбалка на Дальнем Востоке будет сосредоточена в Камчатском крае – рыбацким компаниям Сахалина, к примеру, доведётся выловить меньше, чем в прошлом году. Поэтому камчатцы могут смело рассчитывать на их обрабатывающий флот. Только рыбопромышленникам надо вовремя позаботиться о том, чтобы эти суда подошли к камчатским берегам.
В свою очередь министр пообещал, что будет разработана оптимальная схема промысла лососёвых, что позволит взять максимальные объёмы и обеспечить экономически эффективную деятельность предприятий рыбной отрасли Камчатки.
Рыбаки, дружите с наукой!
Не останется в стороне от этого и отраслевая наука. Только действенное участие учёных в разработке прогнозов и оперативном регулировании промысла сейчас во многом зависит от самих рыбопромышленников.
Рыбохозяйственным научным учреждениям было обещано увеличение финансирования, которое бы перекрывало отсутствие средств из-за потери так называемых «научных квот», говорил на заседании С. Коростелев. Но случился кризис, и федеральный бюджет секвестировали в два раза. Можно представить, что из урезанной казны досталось науке. Прошлый год КамчатНИРО продержался на «жировых запасах», оставшихся с прошлых лет, хотя по итогам года и был признан убыточным предприятием. Но в 2010 году внутренние резервы истощились, а увеличения денежных потоков из Москвы что-то не наблюдается. Поэтому представитель отраслевой науки просил рыбопромышленников сохранить объём помощи для оплаты вертолётных часов хотя бы на уровне прошлого года – это позволит проводить авиаучёт подошедших к берегам Камчатки стад лососёвых, благодаря чему промысел можно будет более оперативно регулировать. С. Коростелев также просил представителей рыбопромышленных компаний не отказывать в приёме научных сотрудников во время путины. Это может быть выгодно и самим компаниям – ведь сейчас прошедшую научные исследования рыбу разрешено не уничтожать, а пускать на питание промысловым бригадам.
Более предметно о том, как будет проходить путина-2010, можно будет говорить после того, как в конце апреля пройдёт ДВНПС. Поэтому рыбопромышленники ещё встретятся с представителями власти перед путиной.
Берег, ты готов к путине?
На нынешнее заседание КРХС уже традиционно был вынесен вопрос о повышении эффективности вылова прибрежных квот.
Пока все 135 предприятий, занимающихся прибрежным промыслом, традиционно зарегистрированы на полуострове. Но это положение шаткое. Согласно новым нормам законодательства, любое, имеющее соответствующие мощности и финансовые возможности, может выйти на рынок и побороться за те квоты, которые обычно осваивали камчатские фирмы. И такие желающие есть. Не зря Приморье так борется за объединение промышленного и прибрежного лова. К тому же для Росрыболовства всё равно, кто будет осваивать федеральный ресурс. Не осваивают прибрежники – пусть вылавливают промышленники. Но дело в том, что ресурс, пока его выбирают зарегистрированные на полуострове компании, работает на наш регион – создаются рабочие места для камчатцев, оказывается социальная поддержка населённым пунктам камчатского побережья. Уйдут эти квоты в промышленное рыболовство – и всё исчезнет.
Поэтому на предыдущем заседании КРХС родилось предложение размещать информацию о выловленных квотах на сайте краевого МРХ. Пока из 135 компаний на этот призыв откликнулись 59. Из тех, кто не дал своего согласия, часть полностью осваивает квоты. Остальные ссылаются на коммерческую тайну. На самом деле в некоторых кабинетах эта информация есть, сказал министр, и получить её всё равно можно. Но лучше это делать открыто, искать партнёров для полного освоения квот. Потому что никаких других контраргументов, чтобы не допустить деятельности камчатских прибрежных квот на развитие других регионов, кроме одного — близкого к 100-процентному освоению, нет и быть не может.
На КРХС прозвучал ставший с недавних пор традиционным вопрос: как быть с требованием законодательства доставлять выловленную в прибрежке рыбу на берег? Сколько субъектов, столько и мнений по этой проблеме, ответил Владимир Галицын. Эту норму пролоббировали мурманчане, у которых 95 % обработки сосредоточено на берегу. Но в связи со спецификой Камчатки наладить береговую переработку в некоторых районах полуострова невозможно. И если настаивать на буквальном выполнении закона, то наш регион просто-напросто потеряет всё прибрежное рыболовство в этих подзонах.
И все-таки лизинг?
Квоты надо не только отстоять, но и выловить. Однако рыбацкий флот стремительно стареет.
Из 665 зарегистрированных на Камчатке рыболовных судов
89 % служат более 15 лет. Из них 65 процентам «стукнуло» более 25 лет. Государство провозглашает курс на то, чтобы строительство нового и модернизация старого рыболовного флота шло на российских верфях. Но сколько бы ни проходило заседаний и «круглых столов», вывод пока один и очень печальный – российские рыбопромышленники и готовы бы строить новые суда в России, но в нашей стране нет соответствующих верфей, нет специалистов, нет проектов. Военные заводы загружены госзаказами и не заинтересованы в сотрудничестве с рыбацкими организациями. В ближайшие 5-10 лет всё это не появится. Если же и возникают российские проекты разработки и постройки крупнотоннажных рыболовных судов, то они стоят намного дороже тех же норвежских, более современных и экономичных. Поэтому выход, который видится министру рыбного хозяйства края и с которым молчаливо согласились присутствовавшие на заседании КРХС, — покупать флот через лизинговые компании с участием государства. Причём делать это так, чтобы суда не оказались прикованными к причалам, а сразу стали бы российской собственностью и работали с полной экономической отдачей.