- Модернизация производства – это для Вас непрерывный творческий процесс?
- Сейчас ООО «Морское снабжение» обладает единственным в России цехом по производству наплавов из вспененного этиленвинилацетата (ЭВА). Это новейшее оборудование было установлено нами в декабре 2008 года. Таким образом, Россия, наряду с Норвегией, Японией, Канадой и Республикой Корея, стала пятой страной в мире, владеющей технологией по производству данного вида наплавов. В 2009 году такую же линию установили у себя американцы. Но мы до сих пор являемся единственным заводом в России, кто производит такой вид продукции: наплава имеют великолепную плавучесть, высокую прочность и, что немаловажно, хороший товарный вид. Они используются для постройки ставных, кошельковых и закидных неводов. Их качество соответствует всем международным стандартам, подтверждено всеми соответствующими сертификатами и уже по достоинству оценено нашими рыбаками.
До 2009 года рыбаки-дальневосточники, занимающиеся добычей лососевых, – а именно они в основном используют данный вид продукции – закупали наплава в Южной Корее. Теперь наши корейские коллеги вынуждены констатировать пятикратное падение своих продаж. Это неудивительно, поскольку при равном качестве мы переигрываем их по цене – наши наплава дешевле на 20%. Кроме того, у наших клиентов нет необходимости решать проблемы с таможенным оформлением импортных поставок.
Я был свидетелем того, как на некоторых зарубежных фабриках орудий лова из оборудования выжимают все до последней возможности – срок работы многих линий зашкаливает за 20 лет. Но у каждого свое видение эффективности производства. Наши приоритеты – гарантировать стабильно высокое качество всей своей продукции, поэтому новейшая компьютеризированная линия по производству наплавов – не единственное и не последнее приобретение нашего предприятия.
В декабре 2009 года мы установили современную экструзионную линию для производства полиэтиленовой нити и сегодня осваиваем выпуск нового ассортимента сетеснастной продукции. Этому шагу предшествовал процесс изучения рынков материалов для орудий лова Испании, Португалии, Индии, Японии и Южной Кореи. В результате мы пришли к выводу, что многие наши рыболовецкие компании, закупающие снасти у производителей этих стран, вынуждены платить за качество втридорога. И в какой-то момент мне стало досадно, что Испания имеет сегодня современные производственные мощности, а Россия ими не располагает. Досадно, что Португалия, страна, которую можно всю объехать за сутки, является лидером по производству сетематериалов.
- И Вы решили исправить ситуацию?
- Установив новейшую экструзионную линию для производства полиэтиленовой нити, мы к осени должны подойти к логическому завершению данной программы и начать на своем производстве выпускать современные материалы и предлагать соответствующую ценовую политику нашим рыбакам.
- То есть вы будете самостоятельно изготавливать дели не хуже португальских?
- Да, конечно.
Сегодня каждая крупная рыболовецкая компания России покупает за рубежом до сотни тонн полиэтиленовых делей. И в то же время многие отечественные фабрики либо закрылись, либо не переоснащаются, используют устаревшее оборудование и выпускают полиэтилен крайне низкого качества. Такая ситуация не может не огорчать – я считаю, что Россия должна быть достойно представлена в этом сегменте производства. Мы не должны поднимать экономики других стран. Почему мы не можем это делать у себя? Надо просто брать и делать, и тогда все получится.
- Получается далеко не у всех. Причины разные: кто-то не выдерживает конкуренции, кому-то недостает профессионализма, чаще всего не хватает государственной поддержки.
- Что касается государственной поддержки, то вот характерный пример. Я недавно вернулся из Южной Кореи, где на выставках можно ознакомиться со специальной экспортной ценой, которая ниже внутренней процентов на 20. То есть государство заинтересовано в расширении рынка своих товаропроизводителей и берет на себя часть расходов. Еще пример: японские партнеры предлагают нам полиэтилен по вполне приемлемой для нас цене, несмотря на то что на самом деле он стоит на треть дороже. Причина в том, что правительство готово компенсировать им разницу на основании заключенных контрактов с зарубежными партнерами.
В результате такой политики один из заводов в Южной Корее выпускает 4000 тонн канатной продукции в месяц, другой – 3000 тонн. Из них 1500 тонн полиамида и полипропилена. А заводов различной мощности там с десяток! Экспортные продажи большими объемами предназначены в Россию, на Филиппины, в Индонезию, в Перу, в Чили, Мавританию, Марокко. А что у нас? У нас в Коломне выпускали до 1500 тонн канатов в месяц, а сегодня скатились до 400 тонн. Дзержинский завод выпускает 120 тонн и Санкт-Петербург 200 тонн. А где те показатели, которые были когда-то? Зачем российским производителям импортный товар?
Корейцы, португальцы и другие производят продукцию и продают ее в Россию, почему бы и нам самим это не делать?
Однако не все так плохо, и положительные тенденции есть. При поддержке Правительства недавно запустился и начал работать комбинат химических волокон в Курской области. Там состоялось представительное отраслевое совещание, на которое я также был приглашен и на котором выступил с докладом.
Подтверждает положительную тенденцию и работа нашего предприятия: ООО «Морское снабжение» стабильно действует уже второй десяток лет и почти наполовину обеспечивает Дальний Восток своей продукцией. Завод располагает двумя цехами по постройке орудий лова: пелагических и донных тралов, траловых мешков, снюрреводов, ставных и кошельковых неводов. Кроме цеха по изготовлению наплавов и экструзионной линии, о которых я уже говорил, у нас действует канатный цех, при изготовлении всех канатов нами используется волокно марки «А» повышенной прочности. Кроме того, мы обзавелись собственной лабораторией, поскольку степень качества нашей продукции поставлена нами во главу угла. Тестовые испытания, проводимые в лаборатории, доказывают, что наша продукция превосходит многие зарубежные аналоги по ряду показателей.
Подтвердить это могут и на тех предприятиях-гигантах рыбной промышленности от Чукотки, Магадана, Камчатки, Курил и Сахалина до Приморья, которые перешли на нашу продукцию и являются постоянными заказчиками «Морского снабжения». Кроме того, мы осуществляем поставки в Мурманск, на Черноморский бассейн, планируем выходить на рынок Санкт-Петербурга.
Нам приятно и интересно работать с серьезными компаниями, которые так же ревностно относятся к качеству и в состоянии оценить предлагаемую нами продукцию. Например, я был приятно удивлен, что НБАМР располагает мощной лабораторной и тестовой базой, где можно даже продувать траловые доски. Когда же тестовые испытания на рызрывных машинах НБАМРа и сравнительный анализ по критериям прочности, веса и цены подтвердили, что наша канатная продукция является лучшей из всех предложенных образцов, это было вдвойне приятно.
- Высокое качество обеспечивается не только современным оборудованием, но и специалистами, которые на нем работают. У вас существует кадровая проблема? Где обучаете специалистов?
- У нас на предприятии развит институт наставничества.
Я в свое время работал мастером добычи на СТРах, получил качественное высшее образование в 80-х годах, которое применяю сегодня в практической работе. Главный инженер тоже передает опыт молодежи. Бригадир такелажников – в прошлом старший мастер добычи с БМРТ, так что наставники у нас есть, и есть кому передать знания и навыки. К сожалению, приходится констатировать низкий уровень образования тех специалистов, которые приходят к нам сегодня с дипломами вузов. Их обучение – это тоже часть нашего творческого производственного процесса.
В целом же коллектив предприятия сложился, и люди дорожат работой. Все 125 человек официально получают высокую зарплату, имеют полный социальный пакет, который положен по закону, и достойные условия труда.
Наше производство аттестовано, получен сертификат соответствия системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2000, продукция одобрена Российским морским регистром. К тому времени мы и сами много поездили за рубежом, посмотрели, как там поставлено производство, за счет чего обеспечивается качество, как организованы работы, а затем предприятие готовили к аттестации, оформляли документы и вышли на новый этап.
И рыбаки, и другие наши партнеры – частые гости на фабрике, они уже привыкли к внешнему виду и европейскому уровню производства на «Морском снабжении». Но тот, кто приезжает к нам впервые, удивляется, что возможно такое: вместо сельской непролазной грязи – просторные светлые цеха, новейшее оборудование, ландшафтный дизайн, посадки хвойных деревьев и цветники.
- В поселке Девятый Вал и в районе Тавричанки работу сейчас найти не так просто, кроме вашего предприятия там практически нет других производств. Местное население, наверное, с нетерпением ждет дальнейшего расширения вашего производства?
- Надеюсь, что к осени мы сделаем еще один прорыв, запустим следующий блок нового оборудования и, соответственно, увеличим численность работающих до 200 человек.
- Будете брать инвестиционный кредит?
- Сегодня нам уже проще разговаривать с банком, мы в списке надежных, платежеспособных клиентов. Но я бы хотел отметить, что сегодня кредитная политика многих банков такова, что инвестиционный кредит под покупку оборудования взять или невозможно, или предлагаются невыполнимые условия и кабальные проценты. Кроме того, все знают, что процентные ставки в минувшем году менялись банками в одностороннем порядке в сторону увеличения уже после заключения договоров. Таким образом, бизнес испытал огромный пресс.
Несмотря на то что ставка рефинансирования Центробанка снижается и сегодня составляет 8%, кредитные организации не спешат следовать его примеру. Как-то интересно получается: кредитная организация берет деньги в Центробанке под 8%, а дает краткосрочные ссуды предприятиям, как минимум, под 13%.
- Специально для кредитования предприятий рыбной отрасли зарезервированы финансы в Россельхозбанке.
- Я имею опыт общения с представителями Россельхозбанка. Они, возможно, и дадут ссуду, но запросят такой процент, что предприятие нужно будет закрывать. В частности, к нам на фабрику приезжали его представители и назвали цифру – 16,5-18%. Я с ними вежливо посидел, чаю попил и сказал «нет». Такие условия сегодня для нас неприемлемы.
Как может нормальный руководитель предприятия взять под основные средства такой кредит? В результате через год у меня все люди будут выброшены на улицу без зарплаты и без работы!
У нас рентабельность производства составляет 6-8%. В реальном секторе экономики, у производственников, которые занимаются выпуском собственной продукции, а не перепродажами, не может быть такой степени рентабельности, чтобы гасить кредиты под 18 процентов. Прошли те времена, когда в Росси принято было считать, что рентабельность меньше 30% – это вообще не бизнес!
Поэтому я бы хотел отметить хорошую кредитную политику Банка Москвы и Сбербанка. Скорее всего, мы вновь обратимся за инвестиционными кредитами именно в эти организации.
Кроме того, в Приморье существует краевая программа по софинансированию процентной ставки, и «Морское снабжение» намерено в ней участвовать. Хотя это тоже непросто по причине объемов бумажной волокиты. Просто прийти, принести бизнес-проект и сказать, что мы хотим принять 40-50 человек на работу, – этого недостаточно. Несмотря на то что мы ежемесячно отчитываемся перед краевым департаментом, подаем сводку и тот же краевой департамент может запросить данные в налоговой инспекции, нам нужно будет еще исписать гору бумаг. Тяжело доказать, что ты можешь участвовать в краевой программе по софинансированию процентной ставки.
Но это все – временные трудности, и они преодолимы. Впереди еще немало задач, которые предстоит решить. Я надеюсь, что через год мы встретимся и я расскажу «Fishnews» о нашем новом инвестиционном проекте.
ООО «Морское снабжение»
692495, Приморский край, Надеждинский р-н, п. Девятый Вал, ул. Ленина 1, корп. 2.
телефон/факс: 8 (42334) 3-41-22, 3-41-11
Владивосток: (4232) 300-930
Находка: (4236) 64-18-40
e-mail: moresnab@mail.ru