Виктор ИШАЕВ: «Мы сможем решить основные проблемы отрасли»Добыча и переработка морепродуктов всегда играла важную роль в экономическом развитии Дальнего Востока России. Из 9 субъектов ДВФО в 6-ти рыбное хозяйство занимает ведущие места. В общем объёме промышленного производства рыболовство и переработка рыбы в них составляют порядка 15-17 %, а для Камчатского края этот показатель значительно выше (50-60 %). В отрасли работают более 150 тысяч человек (около 40 % общего числа работающих в рыбном хозяйстве России). На Дальний Восток приходится 65 % всего российского улова. |
Не случайно государство уделяет особое внимание развитию рыбной отрасли на востоке России. Вводятся меры административного регулирования, совершенствуются таможенные правила, идёт активная пропаганда потребления рыбопродукции. В отрасли сделано достаточно много для того, чтобы повысить эффективность работы предприятий, строятся новые и модернизируются имеющиеся перерабатывающие производства.
Ответственные задачи возлагаются на рыбоохрану. Важно оперативно пресекать любые браконьерские проявления. Защита российских биоресурсов – основа национальной безопасности Дальнего Востока и всей страны. К сожалению, сфера добычи и реализации рыбопродукции, а также её экспорт стали плодородным местом развития коррупционных возможностей и браконьерства. Проведённый сравнительный анализ данных экспорта водных биологических ресурсов ФТС России и таможенной статистики министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня утверждает, что в первом квартале 2010 года вывезено
7 364,6 тонны морепродукции, а по данным японских коллег – ввезено из России 26 983,1 тонны.
Очевидно, что крайне необходимо реализовать комплекс мер по развитию береговой инфраструктуры по приёмке, хранению и переработке рыбной продукции, чтобы предприятиям было экономически выгодно и целесообразно доставлять весь улов на российский берег.
На Дальнем Востоке растёт вылов рыбы, но на своих столах россияне рыбу не видят. В Москве продаётся норвежская, а не наша – дальневосточная. В этой связи мы выступаем за необходимость снижения транспортных расходов по доставке ВБР и продуктов их переработки по территории РФ. Очень важно ввести госрегулирование железнодорожных тарифов с целью расширения возможностей транспортировки готовой рыбной продукции до мест её потребления. Я уже обратился к председателю правительства России с просьбой рассмотреть возможность компенсировать 50 % железнодорожного тарифа на перевозку ряда грузов из центральных районов России на Дальний Восток и обратно. В этот перечень, конечно же, мы включили рыбную продукцию.
Сырьевая база ВБР Дальневосточного бассейна составляет 26 млн. тонн и может обеспечивать вылов рыбы и морепродуктов в объёме 3 млн. тонн в год. Фактически среднегодовой улов за 2000-2009 гг. составил 2,1 млн. тонн.
В 2009 году в рыбной отрасли, несмотря на влияние экономического кризиса, отмечались положительные тенденции. Вылов рыбаками Дальнего Востока составил 2472,2 тыс. тонн, или 113,9 % к уровню 2008 года. Лидирующие позиции занимают Камчатский (34 %) и Приморский (27 %) края, Сахалинская область (26,5 %).
Выпуск пищевой рыбопродукции предприятиями округа составил 2239,8 тысячи тонн – на 9,6 % выше уровня 2008 года. При этом выпуск рыбных консервов уменьшился на 22,4 %.
Для развития рыбной отрасли нам необходимо увеличивать выпуск готовой собственной продукции. Сегодня, к сожалению, 80 % её – рыба первичной переработки. В общем объёме экспорта свежая и мороженая составляют 87,9 %. Получается, что страны, которые не ловят рыбу, зарабатывают на морепродуктах в десятки раз больше. Порой мы сталкиваемся вообще с парадоксальной ситуацией, когда продаём соседям замороженную рыбу, а затем у них в два-три раза дороже покупаем филе, а в 5-6 раз дороже – сушёную, копчёную, консервированную. Подавляющее количество береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускают продукцию с низкой степенью обработки, неконкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых стандартов.
Важно эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу – рационально пользоваться биоресурсами. Не брать рыбу и отдавать её за копейки, а выпускать хороший товар. Продавать её на внешний рынок не мороженую, а развивать глубокую переработку.
Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Ресурсы истощаются. Надо задуматься над тем, что мы оставим нашим потомкам.
Особое беспокойство вызывает высокий уровень физического износа и моральное старение флота и обрабатывающих производств.
Около 70 % рыбопромысловых судов эксплуатируются сверх нормативного срока. Сдерживается освоение новых районов и объектов лова в открытом океане. Сегодня судам по 20-25 лет. К сожалению, судостроительные заводы на Дальнем Востоке не загружены, а рыбаки приобретают суда за границей. Крайне важно развивать лизинг. Лишь незначительная часть предприятий может приобрести суда без лизинга.
Стоит отметить положительный опыт амурских корабелов. В Благовещенске на старейшем судостроительном заводе Приамурья началось производство современных промысловых судов класса «море-река». Сегодня завод полностью обеспечен заказами, работают все его мощности. Сахалин и Камчатка начали получать современные рыболовецкие сейнеры по выгодным ценам.
Как известно, в начале июня состоялось заседание Совета безопасности РФ, посвящённое вопросам развития судостроения в стране. Озвученные на нём факты шокируют: российское гражданское судостроение сегодня составляет 0,4 % от мирового судостроения. До 15 июля будет согласован и внесён в Госдуму законопроект о мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ. Он будет предусматривать меры, которые в своё время использовались при создании судостроения в Корее, Японии и Китае. Это организация судостроительных кластеров, освобождение их продукции от большей части налогов, а ввозимых комплектующих – от налогов и импортных пошлин. В частности, по этому пути шёл Китай, который за 20 лет создал с нуля своё судостроение.
Центр выстраивания партнёрских отношений с зарубежными судостроителями будет находиться в Приморье. Специальное отделение морской техники появится в создающемся Дальневосточном федеральном университете, где будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке.
Основная масса гидротехнических сооружений – терминалов (причалы, молы и т.п.) – построены в 50-60-х годах прошлого века имеет значительную изношенность или находится в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность и грузооборот, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.
Государство планирует, что в перспективе наиболее интенсивными темпами будет развиваться именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна. За период реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года сюда будет введено около 50 % общего ввода мощностей, из которых более 60 % составят мощности консервного производства и 20 % – холодильных установок.
В перспективе внутренний рынок РФ в условиях экономической стабилизации, роста доходов населения потребует значительного расширения ассортимента рыбной продукции, особенно в сторону продукции, готовой к употреблению. В перспективе предусматривается увеличение удельного веса рыбных товаров улучшенного ассортимента в общих объёмах товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, с 66,9 % в 2008 году до 85,7 % в 2020 году, увеличение выпуска рыбных консервов на береговых предприятиях, основной рост которых планируется в Дальневосточном бассейне, где возможен рост их объёмов из таких видов сырья, как сайра, кальмары, водоросли.
Согласно Стратегии, приоритетным направлением развития рыбоводства в ДВФО станет выращивание водных биоресурсов, чему способствуют природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. Об этом свидетельствует успешный опыт соседних стран – Японии, Кореи и Китая.
В первую очередь в стране будут осуществляться мероприятия по развитию морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота Владивостокского, Петропавловск-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского морских портов.
Кстати, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение части затрат рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком на 5 лет, в сумме 150,6 миллиона рублей. Предусмотрено 239,1 млн. рублей на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Государство выделило также 187,4 млн. рублей на поддержку желающих создать в регионах специализированные рынки по реализации рыбной продукции и 31,3 млн. рублей на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключённым с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования.
Уверен, что совместными усилиями органов власти всех уровней, ассоциаций рыбаков и рыбопромысловых организаций мы сможем решить основные проблемы отрасли, увеличить вылов рыбы, сделать бизнес рентабельным, приносящим доход государству, и улучшить жизнь рыбаков и их семей.