Журнал «Fishnews»
Максим САНЬКО, начальник ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»

Максим САНЬКО: Рыбаки покидают «бумажный» век

Сегодня ФГУ «Центр системы мониторинга и связи» является оператором отраслевой системы мониторинга Росрыболовства (ОСМ), которая вот уже 10 лет позволяет не только отслеживать местоположение судов, но и осуществлять квотоконтроль. Одной из последних разработок Росрыболовства в области управления промысловой деятельностью является подсистема «Разрешения». Работы по ее созданию были проведены еще в 2008 году, а в прошлом году Федеральное агентство поручило ФГУ «ЦСМС» осуществить опытную эксплуатацию созданной подсистемы. Сегодня можно говорить о первых итогах тестовой работы нового информационного модуля.

Кроме того, в нынешнем году в Северном рыбохозяйственном бассейне пройдут опытные испытания еще одной системы, которая даст возможность отрасли перейти на использование прогрессивных электронных форм отчетности, – электронного промыслового журнала (ЭПЖ).
О том, как разворачивается работа по этим направлениям, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал начальник ФГУ «ЦСМС» Максим Санько.

- Первым этапом реализации соответствующего приказа Росрыболовства о создании подсистемы «Разрешения» стало обследование информационных узлов ОСМ, находящихся в территориальных управлениях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Нашими специалистами были собраны и обобщены требования и формы предоставления аналитической отчетности. Это позволило уже в текущем году провести доработку и оптимизацию работы данного модуля, так что в настоящий момент период опытной эксплуатации подсистемы входит в заключительную фазу.

Напомню, что основная задача этой подсистемы «Разрешения» – предоставление данных о выданных разрешениях на уровне всех территориальных управлений Росрыболовства. Обычно они фиксируются на уровне управлений, и информация о разрешениях может распространяться между ТУ путем внутреннего запроса или обращения напрямую в центральный аппарат Росрыболовства. Благодаря разрабатываемой подсистеме, подобная информация будет доступна в «онлайн режиме» и Федеральному агентству, и всем теруправлениям, где размещены информационные узлы, и другим федеральным органам исполнительной власти, с которыми осуществляется информационный обмен, в том числе погранслужбе ФСБ России.

На следующих этапах планируется внедрить подсистему «Разрешения» в Северном и Западном бассейнах, а затем – в Каспийском и Черноморском.

- На втором и третьем этапах система будет вводиться в действие сразу в рабочем режиме, без проведения дополнительных испытаний?

- Естественно, будет происходить необходимая адаптация и совершенствование программного комплекса, поскольку каждый бассейн имеет свои особенности, что может потребовать проведения дополнительных настроек в системе и т.д. Но, в целом, система уже готова к эксплуатации, она адаптивна, и ее вполне можно внедрять в упомянутых бассейнах.

После того, как подсистема «Разрешения» будет установлена во всех морских ТУ Росрыболовства, мы сможем говорить о едином информационном ресурсе, в который будут стекаться данные обо всех выданных разрешениях на морской промысел.

Что касается сроков полного внедрения подсистемы, то, как я уже говорил, Росрыболовством поставлена задача охватить все морские бассейны – от Дальневосточного до Балтийского – и, в случае оптимистического развития сценария, мы завершим эту работу к концу 2010 года.

- А как сами рыбаки относятся к внедрению подсистемы «Разрешения»?

- Такой информации у нас нет, но о реакции рыбаков говорить в данном случае, по сути, и не приходится, поскольку эта система является механизмом, повышающим эффективность внутренней работы Федерального агентства по рыболовству. Для пользователей ВБР внедрение новой системы с точки зрения их взаимодействия с Росрыболовством не вносит никаких изменений.

Для нашего же ведомства формирование внутри отраслевой системы мониторинга подобной базы разрешений в «онлайн режиме» позволяет посредством механизмов сравнения выданных разрешений и анализа отчетов предприятий рыбохозяйственного комплекса о своей производственной деятельности эффективно отслеживать уровень освоения квот. Иными словами, замкнув этот информационный цикл, мы сможем выстроить систему эффективного квотоконтроля – автоматизированного сопоставления данных по производственной деятельности пользователей ВБР и объемам выданных им квот.

С одной стороны, это позволит нам контролировать хозяйственную деятельность добывающих организаций с точки зрения возможного превышения ими допустимых уловов. С другой стороны, данный механизм даст возможность оперативно управлять такими динамичными видами промысла, как лососевая или минтаевая путина, когда необходимо достаточно оперативно принимать решение об увеличении или снижении ОДУ.

- Еще одно нововведение, которое приходит на флот – электронный промысловый журнал…

- На самом деле, сама по себе идея ЭПЖ не нова, вопрос о его внедрении на судах российского промыслового флота стоит уже достаточно давно. Просто, в последнее время, благодаря усилиям руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего, этой идее была придана динамика. Причем, эта задача решается в более широком плане – повсеместного перехода на электронные формы отчетности. Необходимость движения в этом направления связана со многими аспектами, начиная с того, что это повышает ответственность должностных лиц, работающих с подобной отчетностью, и заканчивая оперативностью получения необходимых данных и возможностью их автоматизированной обработки.

На скорость перехода к использованию электронного промыслового журнала влияет и общемировая конъюнктура: на фоне других развитых стран отставание в темпах внедрения ЭПЖ будет негативно сказываться на позициях российской стороны в различных межправительственных и международных организациях. Стоит понимать, что вопросы, связанные с электронной промысловой отчетностью, тесно переплетаются с деятельностью по противодействию ННН-промыслу, тем более, что Россия находится в авангарде этой борьбы.

- Какие требования с введением ЭПЖ на промысловом флоте будут предъявляться к судовладельцам и членам экипажей судов? Какое необходимо оборудование и в какие затраты выльется его установка?

- Понятно, что человек, который будет непосредственно работать с ЭПЖ, должен иметь навыки уверенного пользователя ПК. По завершении разработки система, готовая к внедрению на практике, будет обязательно снабжаться инструкцией пользователя, в которой описаны все необходимые действия для работы с электронным промысловым журналом.

Однако стоит понимать, что компьютер, установленный на судне, является лишь конечным устройством ввода информации в ОСМ – иерархической распределенной информационной системе. Основная часть всего программно-технического комплекса, обеспечивающего создание рыбопромыслового журнала, будет размещаться в нашем Центре мониторинга. Здесь и будет проводиться работа с поступающими данными: прием, обработка, ввод в базу, проведение анализа, подготовка статистических материалов и т.д.

О размерах непосредственных затрат для судовладельцев я говорить не берусь, поскольку ЦСМС не является производителем оборудования, как, например, и в случае с оборудованием радиосвязи. Ведь по правилам, выходя в море, каждое судно должно быть в обязательном порядке обеспечено бесперебойной связью с берегом. Радиостанция при этом может быть приобретена в любом месте и у любого производителя, главное, чтобы она имела одобрение типа Российского морского регистра судоходства. Так же и в ситуации с ЭПЖ – мы разрабатываем лишь технические требования, условия, которым данное оборудование должно будет соответствовать, чтобы быть подключенным к ОСМ. Вопросы его стоимости у производителей, возможного финансирования его приобретения и установки не входят в нашу компетенцию.

- Можно ли сегодня уже говорить о сроках повсеместного внедрения электронного промыслового журнала?

- В прошлом году Росрыболовство провело работы по созданию образца технического комплекса ЭПЖ, который включал в себя и судовой компьютер. Во второй половине текущего года на ряде судов Северного бассейна в течение нескольких недель будут проводиться опытные испытания, которые дадут нам информацию о специфике применения разработанного аппаратно-технического комплекса в условиях моря. Это позволит оптимизировать интерфейс для большего удобства работы капитана и учесть иные моменты, с которыми может столкнуться пользователь на практике.

Уверен, что этот опыт позволит нам завершить работу над ЭПЖ и в соответствии с планами Росрыболовства уже в следующем году провести работы на опытном районе в Северном рыбохозяйственном бассейне, а во втором полугодии 2011 года – и в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Таким образом, к 2012 году мы планируем подойти к решению задачи внедрения ЭПЖ в масштабах всей отрасли.

- Электронную форму отчетности планируется внедрить не только в промышленном рыболовстве, но и в прибрежном, и на дальневосточной лососевой путине. Как это будет происходить на практике?

- Говоря о внедрении электронно-промыслового журнала, мы подразумеваем выполнение 994-го постановления Правительства РФ (от 24 декабря 2008 г.) о передаче ССД с использованием электронно-цифровой подписи. Однако сам механизм, заложенный в понятие ЭПЖ, позволяет решать гораздо более широкий круг задач.

Если мы возьмем прибрежное рыболовство, осуществляемое либо маломерным флотом, либо вовсе без использования судов, здесь внедрение подразумевает решение более сложных сопутствующих вопросов.

Техническая сторона задачи, зависящая от ЦСМС, вполне решаема – речь идет о создании соответствующих аппаратно-технических комплексов, которые позволят принимать электронную отчетность. Для этого должна быть разработана система удостоверяющего центра, которая обеспечит выпуск сертификатов и ключей электронно-цифровой подписи, а также создана инфраструктура по приему, хранению и обработке этой информации.

Основная проблема возникает на уровне пользователя, который должен подавать эту отчетность. Для этого он должен иметь какой-либо канал связи: наземный, радио- или спутниковый. Сегодня те пользователи ВБР, которые осуществляют промысел без использования судов, не обязаны ежедневно подавать ССД – от них периодически поступает оперативная и статистическая отчетность в бумажном виде с подписью и печатью. Понятно, что для перевода этой информации в электронный формат они должны использовать компьютер с подключенным интернетом, смартфон или какой-либо модуль со спутниковой связью в особо отдаленных районах. Так что, лично мне пока достаточно сложно представить, как, к примеру, должны быть оборудованы рыболовецкие бригады, осуществляющие промысел (особенно по небольшим объемам квот) где-то на просторах Дальнего Востока. Но опять-таки, это вопрос не технического характера, а исключительно организационно-экономического, поскольку со своей стороны мы способны выполнить задачу.

Для крупных же предприятий переход на ЭПЖ не создаст дополнительных проблем и позволит максимально упростить систему отчетности. Положительным примером в этом плане сегодня является работа налоговых служб, которые уже начали принимать декларации в электронном виде. Те, кто попробовал этот способ, наверняка, ощутили его преимущества.

- Наверно, есть смысл установить определенный переходный период, в течение которого будут действовать и бумажные журналы, и электронные?

- По сути, в электронном виде в обязательном порядке должны подаваться лишь ССД, так как этого требуют нормативные документы. В отношении подачи другой отчетности, в особенности, если речь идет о прибрежке, действительно имеет смысл определить переходные периоды и иные отсрочки. У нас в стране отчетливо прослеживается электронное неравенство регионов, на это указывал и Президент Российской Федерации. Поэтому решение данного вопроса требует дифференцированного подхода.

- Все-таки в некоторых регионах уровень использования электронных систем очень высок, так же как и уровень самих пользователей. В этой связи будут ли предусматриваться какие-то меры защиты от махинаций, мнимых неисправностей системы на местах и страховка от несанкционированного вмешательства?

- Естественно, этот вопрос прорабатывается нашим Центром мониторинга, и те технологические решения, которые мы закладываем в аппаратно-программный комплекс ЭПЖ, в полной мере отвечают требованиям безопасности.

С того момента, как капитан судна сформировал и отправил сообщение, обеспечивается полный контроль его прохождения с уведомлением капитана судна о его статусе (доставка, обработка и т.д.) и защитой от несанкционированных изменений. В случае, если какое-либо вмешательство все же произошло (будь то хакерский взлом, злой умысел или случайная неосторожность третьих лиц уже на стадии обработки информации), система подает сигнал тревоги, указывая на нарушение целостности сообщения. Отслеживанием подобной информации будут заниматься отдельные структурные подразделения.

- В одном из Ваших интервью Вы говорили о том, что отраслевая система мониторинга должна со временем охватить и рыболовство во внутренних водоемах, спортивно-любительское, рыболовство коренных и малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Насколько это возможно? Как и при помощи каких механизмов это будет происходить?

- Эти вопросы напрямую зависят от решения задачи автоматизированного сбора данных по внутренним водоемам. Однако и здесь основная проблема возникает на стадии первичного сбора информации, а точнее, ее качества.

По внутренним водоемам мы не планируем создавать отдельных регионально-информационных центров, как в приморских регионах. Сбор первичной информации планируется осуществлять на уровне территориальных управлений, в ведении которых находятся эти внутренние водоемы.

Правда, в текущем году в рамках определенного бюджета нам не все удастся реализовать, тем не менее, начало процесса будет положено, и к концу года у нас появятся первичные данные о ситуации на внутренних водоемах. В следующем году работа обязательно будет продолжена, речь пойдет о создании подсистемы отраслевой системы мониторинга по внутренним водоемам.

- А насколько велик интерес судовладельцев к коммерческим услугам, которые осуществляет ЦСМС в целях повышения эффективности управления флотом? Каков спектр этих услуг и существуют ли перспективы их расширения?

- Несмотря на то что Центр системы мониторинга рыболовства и связи является оператором информационной системы федерального значения в сфере рыболовства, развитая инфраструктура позволяет нам с высоким качеством оказывать услуги мониторинга всех подвижных объектов. В первую очередь речь идет, конечно, о судах. Мы планируем использовать свободные мощности нашей инфраструктуры для оказания коммерческих услуг судовладельцам, желающим эффективно управлять своим флотом.

К началу 2000-х годов основной идеей мониторинга было определение местоположения объекта (судна) и в лучшем случае – возможность видеть, что с ним происходит. Сегодня эти требования перешли на новую ступень, поскольку теперь у судовладельца появилась возможность еще и управлять судном при помощи системы мониторинга. Понятно, что когда бизнес-задача разложена на составляющие, которые к тому же автоматизированы, в совокупности образуется система, которая повышает эффективность управления, уменьшая затраты, экономя время и повышая, тем самым, производительность приложенного труда.

Так что интерес к этому предложению есть и, несомненно, будет расти, поскольку с введением электронных систем отчетности спектр предоставляемых услуг многократно возрастет.

Стоит учитывать и такие преимущества ЦСМС, как круглосуточная работа операторов, наличие системы резервирования, технологии обмена данными, управление разветвленной сетью информационных узлов по всей стране и т.д. Причем судовладельцу это выгодно, поскольку ему не надо разворачивать собственный диспетчерский центр, в то же время необходимая информация о местоположении и состоянии его судна будет доступна в любой момент.

Наталья СЫЧЕВА