Спасение птиц – чистая выгодаПо инициативе WWF ярусный флот Камчатки будет в обязательном порядке оборудован стримерными линиями. Это снизит смертность морских птиц и повысит рентабельность промысла. |
На заседании Ученого совета КамчатНИРО WWF предложил законодательно обязать ярусные рыболовные суда использовать стримерные линии – приспособления, отпугивающие морских птиц от крючков с наживкой. Такое предложение поддержано большинством голосов. Проект изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна будет направлен на рассмотрение в Дальневосточный научно-промысловый совет.
Если в дальнейшем предложение одобрит Федеральное агентство по рыболовству, правило вступит в силу с 1 января 2012 года. Весь 2011 год будет предоставлен рыбопромышленным компаниям для оборудования среднетоннажных ярусных судов «морскими пугалами». Их можно будет либо приобрести, либо изготовить прямо на судне, ведь конструкция довольно проста и представляет собой трос с яркими «флажками» из пластика или резины. Стримеры крепятся на корме по обе стороны от яруса с наживкой, которая часто становится смертельным лакомством для морских птиц, в том числе и редких белоспинных альбатросов.
Стоимость пары стримеров на сегодняшний день чуть выше 50 долларов США. Благодаря их использованию наживка сохраняется в среднем на 2 % крючков каждого яруса (те самые 2 %, на которых птицы склевывают наживку и гибнут сами).
«Сотрудники Тихоокеанского института географии ДВО РАН подсчитали, что в финансовом эквиваленте сохраненный стримерами улов для всего дальневосточного ярусного флота равен приблизительно 8 млн. долларов в год, – сказал Анатолий Декштейн, координатор морской программы Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF, – а смертность морских птиц снижается при применении стримеров более чем на 90 %».
Экономически и экологически выгодный проект WWF запустил еще несколько лет назад в сотрудничестве с академическими и бассейновыми научно-исследовательскими институтами. В рамках проекта в цехах ЗАО «Акрос» были произведены различные модификации стримерных линий и испытаны на судах нескольких дальневосточных компаний. Первая партия стримеров была передана на безвозмездной основе ряду камчатских предприятий. Теперь хорошо зарекомендовавшее себя изобретение, возможно, будет внедрено в ярусный флот на законодательной основе.