Журнал «Fishnews»
ПСЗ «Янтарь» – рыбохозяйственному комплексу страны

ПСЗ «Янтарь» – рыбохозяйственному комплексу страны

Одна из главных проблем развития отечественной рыбной отрасли сегодня – обновление устаревшего и неэффективного флота. Активный участник государственной промышленной политики завод «Янтарь» го-тов стать базой для строительства и модернизации рыболовного флота России.

Очевидно, что строить новый рыболовный флот нужно. Возраст более половины судов отрасли – свыше 20 лет, около 70% рыбопромысловых судов эксплуатирyютcя сверх нормативного срока службы. За последние 15 лет в России списано более 2000 судов различных типов, только в Калининград-ском регионе списание доходит до 75%. Потенциальный спрос на строитель-ство новых рыбопромысловых судов, таким образом, очень велик – по раз-личным оценкам, 400-500 единиц на ближайшие 5-7 лет.

Производственные возможности «Янтаря» позволяют строить рыбо-промысловые и приемно-транспортные суда практически всех типов. Завод имеет многолетний опыт в постройке как гражданских судов водоизмещени-ем до 20 тысяч тонн, так и заказов для нужд ВМФ, отличающихся сложными обводами корпуса, значительной энергонасыщенностью, затесненностью специальных, вспомогательных и жилых помещений, наличием сложной ап-паратуры и специальных комплексов.

Есть у завода и определенный опыт строительства рыболовных судов. В 2001-2002 гг. со стапеля «Янтаря» сошли два корпуса арктических трауле-ров-креветколовов с высокой степенью достройки длиной 70,5 и 65 м. Они были построены для норвежской верфи «Umoe Sterkoder» (г. Кристианзунд) и отличались высоким уровнем сложности работ.

Ценный опыт работы с авторитетными европейскими компаниями по освоению передового ноу-хау был получен и в ходе строительства природо-охранного судна типа «Спрут». В настоящее время «Янтарь» строит два на-учно-исследовательских судна принципиально новых высокотехнологичных проектов.

Для обеспечения технического сопровождения строительства подоб-ных судов завод располагает соответствующей научно-технической базой и высококвалифицированным персоналом. «Янтарь» имеет большой опыт ус-пешного взаимодействия с российскими и зарубежными проектно-конструкторскими организациями и поставщиками оборудования. Разработка полного эскизного, технического проекта и части рабочей документации также выполняется партнерским КБ «ХС Морское проектирование» (г. Севе-родвинск).

Необходимо отметить, что в 2009-2014 гг. на заводе осуществляется программа модернизации судостроительного комплекса. Генеральная схема модернизации, разработанная Центром технологии судостроения и судоре-монта (г. Санкт-Петербург) совместно с компанией «IMG-Group» (г. Росток, Германия), нацелена на увеличение производственной мощности предпри-ятия в два раза. Кроме того, Федеральная целевая программа развития Кали-нинградской области предусматривает в 2012-2014 годах реконструкцию це-хов для изготовления и ремонта оборудования рыбопромысловых судов за-вода «Янтарь».

Но уже сейчас можно говорить о следующих возможностях завода на примере строительства траулеров как наиболее востребованных рыбопромы-словых судов: крупнотоннажный траулер типа БМРТ длиной 90-95 м, шири-ной 16-18 м – 3-4 единицы в год; среднетоннажный траулер типа СРТМ дли-ной 60 м, шириной 14 м – 5-6 единиц в год; малый траулер типа МРТ длиной 30 м, шириной 7,5 м – более 10 единиц в год. Таким образом, за 5 лет ПСЗ «Янтарь» способен практически удвоить производственные мощности кали-нинградского рыбодобывающего флота за счет постройки экономически эф-фективных судов современных проектов.

Сегодня говорить о массовом строительстве современных крупнотон-нажных судов на российских верфях можно только при условии их передачи рыбакам от государства в финансовый лизинг. Такая схема наиболее удовле-творяет как требованиям рыбаков, не имеющих достаточных средств на раз-витие, так и интересам государства, поддерживающего отечественное судо-строение. «Янтарь» готов стать площадкой для реализации этого проекта.

Для отработки схемы работы по лизингу целесообразно осуществить строительство под эгидой Объединенной судостроительной корпорации пи-лотной серии из 10-12 крупнотоннажных траулеров за счет бюджетного фи-нансирования с последующим переходом к финансированию крупными оте-чественными банками более массовых серий. На строительство пилотной се-рии судов «Янтарю» потребуется около 3 лет.

При наличии отработанной схемы постройки и эксплуатации новых рыболовных судов со временем будет возможно и решение такой амбициоз-ной задачи, как возрождение экспедиционного флота и возвращение России в Мировой океан. Новый экспедиционный флот может быть построен и может базироваться в Калининграде, где в прежние годы 90% рыболовных судов работали в режиме экспедиционного лова. Для этого имеется вся необходи-мая береговая инфраструктура: незамерзающий рыбный порт, самая крупная в стране сеть из семи рыбоконсервных заводов и стабильно развивающийся завод «Янтарь», способный обеспечить качественное строительство и деше-вое обслуживание построенных судов.

ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»

236015 г. Калининград, ул. Транспортный тупик, 10,

тел/факс (4012) 64-75-40,

office@shipyard-yantar.ru

http://www.shipyard-yantar.ru

Журнал "Fishnews - Новости рыболовства" № 3 2010

  • ПСЗ «Янтарь» – рыбохозяйственному комплексу страны
  • Рыбоохранное судно
  • Корпус арктического траулера-креветколова
  • Природоохранное судно типа «Спрут»