Журнал «Fishnews»
Андрей КОРСУНСКИЙ

Ставка на развитие

Кризис оказался полезен для страхового рынка, проверив его на состоятельность. Страховой Дом ВСК намерен воспользоваться накопленным потенциалом для того, чтобы продолжить свое развитие по пути повышения клиентоориентированности, выстраивания технологических процессов под запросы своих клиентов. О планах по развитию компании в сегменте водных судов рассказывает вице-президент, руководитель Управления страхования водных судов и ответственности судовладельцев Страхового Дома ВСК Андрей КОРСУНСКИЙ.

- Какие страховые программы и услуги сегодня наиболее востребованы, какие риски стоят на первом месте?

- Существует целый спектр услуг по страхования морских рисков. Страховой дом ВСК на протяжении более 15 лет успешно оказывает эти услуги, в том числе и для отрасли по добыче биоресурсов.

Прежде всего, это страхование КАСКО судов. Специфика работы рыбодобывающего флота отличается от торгового. Во-первых, продолжительными промысловыми рейсами в отдаленные районы мирового океана, когда внештатная ситуация зачастую оборачивается тем, что судно вынуждено покинуть район промысла. Во-вторых, насыщенностью рыбопромысловых судов сложными механизмами и оборудованием по добыче и переработке биоресурсов, что также является дополнительным источником риска. Накладывается и специфика режима работы и отдыха экипажей рыбопромысловых судов, которые осуществляют свою деятельность в гораздо более сложных условиях, нежели на транспортных судах. В результате существенно повышается влияние человеческого фактора, который на любом флоте, к сожалению, является доминирующей причиной аварийных происшествий и катастроф.

Следующий вид – страхование ответственности судовладельцев (перед членами экипажа, за столкновение, загрязнение окружающей среды, нанесение вреда третьим лицам и т.д.) – становится все более востребованным на российском рынке. Немалую роль здесь играют и действия законодателей, создающих предпосылки к обязательному страхованию той или иной ответственности судовладельцев. Востребованными являются услуги по страхованию судов в постройке, военных, забастовочных рисков, потери заработка и проч.

Особенно хочу выделить страхование ответственности судовладельца перед членами экипажа. Специфика рыбопромыслового флота предполагает привлечение к различным технологическим процессам на судне большого числа людей, что повышает вероятность возникновения рисков, следствием которых могут быть несчастные случаи и заболевания. Именно поэтому страхование данного вида ответственности пользуется наибольшим спросом.

Кроме того, за дополнительную премию ВСК предлагает комплекс сервисных услуг, обеспечивающих при наступлении страхового случая организацию всех необходимых действий: вызова вертолета к судну, находящемуся в море, до организации достойного лечения пострадавшего.

- Какова доля компании в сегменте морского страхования?

- Морское страхование – это небольшой, специализированный сегмент российского страхового рынка. В портфеле ВСК из года в год он занимает около 3-3,5%, и сегодня компания обслуживает второй по величине портфель на российском страховом рынке по сбору премий, количеству судов и брутто-регистровому тоннажу. От 20% до 25% портфеля составляет рыбопромысловый и рыбоперерабатывающий флот. Всего за 2009 г. в сегменте морского страхования ВСК выплатила своим клиентам более 360 млн. рублей в качестве страхового возмещения.

Что касается результатов деятельности компании в целом, то по результатам I полугодия 2010 года Страховой Дом ВСК планомерно увеличивает объем начисленных премий, при соблюдении всех нормативов надзорных органов. Объем начисленной премии в отчетном периоде составит около 11 млрд. руб. Страховые выплаты — более 4,7 млрд. руб. Чистая прибыль — более 700 млн. руб., а рентабельность бизнеса — более 6%. Согласно прогнозам, выполнение плана по сборам составит 105%, темп роста — 120%. Маржа платежеспособности составит более 170% (при нормативе 130%).

- Какие тенденции определяют динамику развития в сфере морского страхования?

- В настоящее время в сегменте морского страхования определились лидеры, предоставляющие высокопрофессиональные услуги по страхованию судоходной и рыбодобывающей отрасли.

Отдельные страховые компании добились признания рядам западных кредитно-финансовых учреждений. Страховые услуги этих компаний, в том числе и ВСК, принимаются кредитно-финансовыми учреждениями в отношении страхования заложенного флота. В связи с этим все большее количество рисков иностранного происхождения размещается на российском страховом рынке. Говоря о деловой репутации лидеров страхового бизнеса, не могу не отметить тот факт, что «Голубые карты» ВСК признаны администрациями стран-участниц Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.

Растет общий уровень страховой культуры – в частности среди компаний, занятых добычей биоресурсов. Появилось доверие к страховщикам, их возможностям и надежности. Самое главное, на мой взгляд, у судоходных и рыбодобывающих компаний сформировалось мнение, пусть и не обо всем рынке услуг, что страховщики понимают, как живет и работает отрасль, какие приходится решать проблемы в нынешнее непростое время и что страховщики могут действительно помочь сохранить бизнес в случае наступления непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Приведу пример. Только за последнее время ВСК произвела ряд выплат по судам добычи биоресурсов, среди которых 70 млн. руб. по факту гибели рыболовного судна «Топаз А», а также по факту столкновения с японским судном теплохода «Механик Брызгалин», повреждения винто-рулевого комплекса теплохода «Бутес», разлива нефтепродуктов теплохода «Захар Сорокин» и др.

- Что предлагает ВСК судовладельцам?

- Компания предлагает страхователям комплекс страховых продуктов, включающих в себя риски ответственности судовладельцев, в том числе и перед экипажем, КАСКО судов, военные риски, риски потери заработка. Также могут быть застрахованы суда, находящиеся в постройке.

Предлагая клиентам защиту от широкого спектра рисков, ВСК одновременно уделяет особое внимание обеспечению надежности выполнения обязательств, чему способствуют консервативная андеррайтинговая политика, диверсифицированный страховой портфель и первоклассная перестраховочная защита морского портфеля, размещенная на лондонском и других международных рынках.

Ключевые принципы деятельности ВСК – качественный сервис и оперативность урегулирования убытков. Этому способствуют отлаженная система взаимодействия с техническими экспертами, сюрвейерами, аджастерами при урегулировании претензий, а также собственная круглосуточная служба по оказанию сервиса по всему миру, предусмотренная полисом страхования ответственности перед членами экипажа. Немаловажное значение имеет возможность выставления первоклассной гарантии для целей защиты интересов клиентов в связи с претензиями третьих лиц.

- Не секрет, что отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. Как состояние судов сказывается на отношениях судовладельца со страховой компанией?

- Приоритетное значение имеет компетентный анализ технического состояния судна, опыт управляющей компании, история убытков, адекватный объем покрытия и оценка рископодверженности. В структуре Управления страхования водных судов и ответственности судовладельцев Страхового Дома ВСК создана целая дирекция предрисковой экспертизы и анализа.

Возглавляет ее специалист, длительное время работавший Директором в малых судоходных компаниях, он выполняет, в том числе, функцию технического менеджера.

Хотелось бы отметить высокий профессионализм и остальных работников управления. Из восьми сотрудников четыре имеют базовое морское образование (по специальности штурман и судомеханик), а один из них получил дополнительное юридическое образование в Академии водного транспорта в Москве. Еще два наших сотрудника имеют практический опыт работы в судоходных компаниях.

Так что с уверенностью могу сказать, что у нас сформировался уникальный коллектив. В таком составе мы работаем в ВСК уже более 10 лет и, на мой взгляд, за эти годы помогли компании заслужить надёжный авторитет в области морского страхования.

- И в заключение традиционный сегодня для многих вопрос: изменились ли условия работы с клиентами в условиях нынешнего непростого состояния экономики?

- Принимая во внимание специфику ситуации, в которой оказались судовладельцы, страховщики, уверен, смогут найти выход из ситуации. Например, при невозможности покрытия всех рисков потребителю необходимо предлагать услуги по страхованию наиболее катастрофических рисков, в этом случае страхователь берет на себя риск самостоятельного покрытия определенных потенциальных убытков, связанных с незастрахованными рисками, одновременно он знает, что защитил себя от катастрофических убытков и гибели всего бизнеса. В свою очередь, и страховая организация идет на осознанный риск, принимая на себя обязательства за минимально возможную страховую премию. Но именно это решение, когда все находятся на равных позициях, работает в нынешних условиях наиболее эффективно.

Александр ИВАНОВ