Журнал «Fishnews»
Вадим ТРАВИН, коммерческий директор компании «Гольфстрим»

Рыбный импорт – индикатор потребительских предпочтений

Компания «Гольфстрим» занимается поставками рыбной продукции. По большей части импортом и продвижением российской рыбы от производителей из добывающих регионов к потребителю в центральные районы страны, а также экспортом российской рыбы. Корреспондент журнала «Fishnews – Новости рыболовства» обсуждает с коммерческим директором компании Вадимом ТРАВИНЫМ соотношение импорта и отечественной продукции на российском рыбном рынке и перспективы его дальнейшего развития.

- В среднем соотношение импорта к отечественной продукции на внутреннем рынке России составляет 40% к 60%, а в каких-то регионах это 50 на 50. Доктриной продовольственной безопасности РФ предписано довести это соотношение до 20% на 80%. Доктрина – это такой ориентир для власти, принимающей решения, но выбор все-таки остается за потребителем. И потребитель определяет: какая рыба и какие морепродукты ему интересны. А бизнес только следует за его предпочтениями – разве не так?

- По данным 2009 года, которыми мы располагаем, соотношение импорта и отечественной продукции на рынке страны составило 30% к 70%. Мы живем и работаем в России, и мы «за» продовольственную безопасность. Но, как вы справедливо заметили, потребитель «кошельком голосует» за рыночный ассортимент и его разнообразие, и запросы рынка влияют на структуру ввоза и вывоза рыбной продукции. Можно сказать, что импорт – это своего рода лакмусовая бумажка – индикатор того, что действительно нужно потребителям.

Например, меньше половины вылавливаемого российскими рыбаками минтая идет на внутренний рынок, потому что «больше ему не съесть». Соотношение импорта и отечественной рыбной продукции из минтая составляет 12% и 88%. Причем импортный минтай – это в основном китайское филе индивидуальной заморозки. Филе минтая российского производства блочной заморозки – примерно 2,7% от всего ввозимого минтая. Филе минтая российского производства индивидуальной заморозки – 0% (!). А розница предпочитает именно филе индивидуальной заморозки. Можно, конечно, закрыть границу перед китайской продукцией, она найдет другой рынок сбыта, а вот появится ли у нас в ближайшее время своя переработка с адекватной рентабельностью – это пока не очевидно. Новый техрегламент на рыбное филе, ограничивающий процент глазури на импортной продукции, повысит ее стоимость, но вряд ли существенно простимулирует создание отечественных цехов по переработке, филетированию и т.д.

- Вы привели в пример минтай, где соотношение в целом все же в пользу отечественной продукции, давайте рассмотрим нашу любимую сельдь, которая занимает почти четверть в общем объеме мороженой рыбы, присутствующей на российском рынке.

- Здесь ситуация меняется в течение года. Соотношение объемов ввоза сельди российского происхождения в июле-сентябре против импортной составляет 88% на 12%. А уже в октябре-ноябре-декабре оно меняется на 56% – 44%. К осени, зиме сельдь мигрирует в западные воды Атлантики, где ее и вылавливают Норвегия, Исландия, страны Балтии и поставляют на российский рынок. Что в данном случае важнее для потребителя – то, что это сельдь крупной навески с высоким содержанием жира и вкусным мясом или то, что ее выловили нероссийские рыбаки, так как рыба ушла в другие воды?

Что касается импорта филе сельди, то оптовые трейдеры везут то, что предпочитают брать производители пресервов и консервов, для них предпочтительнее филе сельди норвежское, исландское и т.д., так как там все четко калибровано и отсортировано, меньше потерь и издержек в процессе переработки.

- Что сегодня является определяющим в выборе потребителя: цена? Исходя из вашего опыта, может ли и, главное, должен ли бизнес выполнить государственную задачу – накормить население дешевой рыбой? Должна ли рыба вообще быть дешевой и насколько в этой категории товара действительно есть потребность?

- Чувствительный к цене товара российский потребитель в последнее время не меньше обращает внимание на качество продукта, вкусовые достоинства. Например, стабильно растет ввоз не самых дешевых норвежского лосося и чилийской форели. Атлантический лосось – это почти стопроцентный импорт. На российский рынок поставляется продукция фермерского разведения из Норвегии. И пока в России нет лососевых ферм, есть только опыт разведения форели, но опять-таки в объемах, которые не позволяют насытить рынок, эту нишу заполняет только импорт.

Что касается дикого российского лосося – горбуши – это 100% отечественные поставки, но позиционирование этой рыбы иное, чем у фермерских лосося и форели.

О потребителе сегодня можно сказать, что он хочет не дешевую рыбу, а вкусную рыбу купить подешевле.

- Существует устойчивое мнение, что в высокой цене на рыбу виноваты так называемые посредники, оптовые компании, которые неоправданно завышают маржу. Из чего складываются реальные расходы поставщиков? Каковы основные статьи издержек?

- В прошлом году на выставке «Интерфиш» выступал Кубодера Тосиюки, заместитель начальника международного отдела Управления контроля ресурсов департамента Агентства по рыболовству Японии. Он рассказывал о работе аукционов, взаимодействии оптовых закупщиков, рыбаков и розничных сетей. Отвечая на заданный ему вопрос о том, насколько отличается цена рыбака от прайс-листа для конечного потребителя, он сказал, что потребительская цена выше стартовой в 3-4 раза и что добиться увеличения доли прибыли рыбаков – очень непростая задача… Так что во всем мире есть оптовик, посредник, который дает рыбаку деньги до того, как выловленная рыба будет продана, таким образом, он берет на себя риски, связанные с дальнейшей реализацией и возможными колебаниями цен. Рыбак получает, таким образом, возможность оплатить топливо, всевозможные разрешения и согласования, выплатить зарплату и продолжить ловить рыбу. Оптовик обеспечивает дальнейшее продвижение рыбы на экспорт, в переработку, а через средний и мелкий опт в розничную и сетевую реализацию конечному потребителю, на предприятия общественного питания. Нигде в мире рыбаки этим не занимаются.

Маржа оптовика может весьма разниться по разным видам биоресурсов, в некоторых случаях она составляет доли процента от стартовой цены, в других случаях действительно может достигать 50%, но выше рыночного потолка ни один оптовый трейдер ее не поднимет, т.к. в этом случае он просто не реализует товар. В цене реализации рыбы «сидят» затраты на таможенное оформление, сертификацию, ветеринарию, погрузо-разгрузочные работы в порту, доставку, хранение и прочие расходы. Во время путины существенно (на порядок) возрастают тарифы на перевозки и холодильное хранение. Самый большой «плюс» к цене (30-50%) дают затраты на ритейл-вхождение товара в сети (это всевозможные бонусы, которые поставщик вынужден платить, чтобы его товар попал на полки сетевых магазинов). Однако и эта надбавка в конечном счете остается в «рыночных пределах», т.е. ограничивается планкой цены, какую за нее готов заплатить конечный покупатель. Особенность российской экономики – большая доля «административного ресурса» в стоимости любого товара или услуги.

- Какова же на самом деле роль так называемых посредников – оптовиков? Можно ли обойтись без их услуг?

- Позволю себе еще одну цитату. Дальневосточные рыбаки пишут Андрею Крайнему по поводу того, почему на экспорт им рыбу отдавать выгоднее, чем продвигать в российские розничные сети: «Рыбодобывающим компаниям необходим срочный расчет за продукцию (обычно от 7-10 дней с момента отгрузки). А розничные сети практикуют отсрочку платежа, дополнительную плату за «вход на полку». Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры, которая ведет за собой повышенные издержки, связанные с транспортировкой, хранением, доставкой рыбопродукции, добавляют еще не менее 20% конечной стоимости рыбы». Этим все сказано.

- Есть ли у вас прямые договора с рыбодобывающими предприятиями? Заинтересованы ли вы в расширении партнерских отношений с рыбаками?

- У нас есть прямые договора не только с российскими рыбодобывающими, но и с перерабатывающими предприятиями. Есть опыт экспортных поставок российской рыбы в страны СНГ, думаю, что мы будем развивать это направление.

Людмила ДЕМЕНТЬЕВА