Газета «Рыбак Приморья»

К юбилею «Рыбака Приморья»

Первый номер ежедневной газеты Приморского крайкома КПСС для предприятий рыбной промышленности края «Рыбак Приморья» вышел 2 сентября 1981 года. Цель нашего исследования - проследить 30-летнюю историю газеты и выделить этапы её развития. При подготовке материала работа проводилась со старыми выпусками газет, которые находятся в архиве при редакции.

Газета была создана Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья еще в 1981 году и до сих пор продолжает существовать как отраслевое региональное издание, правда, уже не совсем в первоначальном виде. Далее: этапы ее развития.

Первый этап (1981 – 1985 годы)

Это советский период в истории издания, годы 11-й пятилетки. В это время газета имеет все признаки советского пропагандистского издания, органа краевого комитета партии. В ней много материалов, освещающих партийную жизнь страны, а также материалов, посвященных анализу международной обстановки. Как пример, основные рубрики газеты того времени: «Партийная жизнь», «На рыбацких широтах», «Весомое слово», «Рабочий день длиною в сутки», «Делимся опытом». Во всех номерах «Рыбака Приморья» существовала рубрика «Письма читателей» – в редакцию приходили, судя по публикациям, довольно интересные и необычные письма. Читатели просили рассказать о том, как правильно пересаживать цветы, рассказать о моде или просто присылали истории из жизни и кулинарные рецепты.

Самым распространенным жанром была заметка. Репортаж очень редко можно было встретить в номере газеты, а интервью – еще реже. В газете часто встречается такой редкий в наше время жанр, как очерк. Что же касается фотографий, то в первых номерах их было совсем мало, но со временем количество их увеличивалось.

Бросается в глаза то, что в газете большое внимание уделяется партийной жизни и политике. Встречаются и разного рода объявления, посвященные не только страхованию и курсам английского языка, но и фотоаппаратам, автомобилям «Волга» и телевизорам «Юность». Исходя из рекламируемых товаров и услуг, можно сделать вывод, что целевая аудитория определялась очень грамотно.

Несмотря на то что газета отраслевая, материалов, касающихся непосредственно рыбной отрасли и её проблем, не так уж много. Вот примеры заголовков газеты «Рыбак Приморья» в этот период времени: «Году XXVI съезда КПСС – ударный финиш»; «Такие разные уловы»; «Моря покоряются отважным»; «Решения XXVI съезда КПСС – выполним!»; «Заготовка кормов – забота общая». Ключевые слова номеров 1981-1985 годов: социалистическое соревнование, пятилетка, партия, пятилетний план, передовики, успехи.

Второй этап (1985-1991 годы)

Период перестройки. Для этого этапа характерно плавное уменьшение политических материалов. В содержании публикаций становится меньше политики, меньше идеологии, а также и самих материалов, касающихся рыбной отрасли. Газета как будто «ослабевает», и внимание больше обращается на такие рубрики, как «Пульс планеты», «Письма читателей», «На меридианах мира» и «Спорт». Приоритет отдается зарубежным событиям и проблемам.

Третий этап (1990-е годы)

Газета в 90-е годы полностью отражает положение дел в стране. Огромное место отводится криминальным событиям, развалу рыбной отрасли. Вот примеры основных рубрик: «Обзор промысла», «Криминальные сюжеты», «Уголок рыболова», «Расследование «РП»», «Письма читателей», «Печальный список» (материалы о гибели людей по разным причинам), «Преступность в цифрах и фактах» (статистика) – как мы видим, заголовки в духе «лихих девяностых».

Вот типичные заголовки газет 90-х годов: «С пистолетом при исполнении»; «В западне»; «Не воровать, а покупать»; «Крабы, залитые кровью»; «Наши консультации – если получил травму».

Что касается жанров, то лидирующее место опять занимает заметка, однако, теперь уже большое значение придается такому жанру, как статья. Письма читателей изменили свою тематику. Теперь уже их интересовали вопросы «как остановить монополиста?» и «где найти правду?»

Газета обращает внимание на общественно-острые проблемы и отражает их. Ключевые слова того периода: промысел, браконьерство, преступность, криминал, дефолт.

Четвертый этап (2001-2005 годы).

К 2000 году информативность газеты несколько падает за счет того, что появляется много рекламы. В основном, в отличие от выпусков «Рыбака Приморья» 1981-1985 годов, рекламируется техника, относящаяся непосредственно к рыбной отрасли – то есть соответствующее оборудование.

Постепенно тема браконьерства и полного вывоза рыбы за границу становится ведущей. Газета начинает участвовать в обсуждении проблем рыбной отрасли. Корреспонденты пишут о ее «болевых» точках.

Основные рубрики газеты: «Рыбная биржа «РП»»; «С миру – по факту»; «Этапы большого пути». Среди жанров преобладает расширенная заметка, но очень активно начинает использоваться такой популярный в наше время жанр, как интервью.

Ключевые слова газеты этого периода: биоресурсы, продовольственная безопасность страны, рыбный белок, браконьерство.

Пятый этап (2006-2010 годы).

Современный этап развития газеты. Она становится рупором рыбацких проблем в регионе. В издании анализируются и обсуждаются ключевые вопросы отрасли, усиливается аналитическая составляющая материалов. Газета налаживает диалог между властью и рыбацким сообществом.

Вот только некоторые из заголовков этого периода: «Будущее отрасли – в руках профессионального образования»; «Аквакультуре – быть!»; «Очистку Золотого Рога поручат новому спецучреждению»; «Нужны ли рыбаки своему государству?»; «Прогноз минтаевой путины»; «Минтай – под государственно-корпоративный контроль!»; «Рыба курице – товарищ». Ключевые слова газеты этого периода: обновление, развитие, модернизация, возрождение, аквакультура, марикультура.

С начала 2010 года газета перестала издаваться в печатном варианте и перешла на электронную Интернет-версию. В основном это связано с развитием каналов связи и информационных технологий. Теперь рыбаки на промысле могут следить за выпусками газеты в постоянном режиме не дожидаясь транспортов с почтой или захода в порт.

Сейчас издание входит в состав медиахолдинга «Fishnews», образовавшегося 4 июля 2006 года. Кроме газеты «Рыбак Приморья» он включает в себя Российское информационное агентство, информационно-аналитический журнал под названием «Fishnews – новости рыболовства», газету «Fishnews – дайджест», ряд других изданий.

Елена Лопатникова