Порт-хабная историяВ октябре 2010 года в Камчатском выставочном центре прошла серия выставок с общим названием «Камчатка – сегодня, завтра. Традиция побеждать!» Открывала ее выставка о строительстве и транспорте, главной ее темой стала пропаганда того, что в обозримом будущем в Петропавловске должен быть создан порт-хаб. Разъяснить смысл этого термина ни активно применявшая его вице-губернатор И. Третьякова, ни губернатор А. Кузьмицкий, тоже использовавший его, не сочли нужным. Министр экономического развития А. Ерохин применил более понятный термин «коммуникационный узел». |
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычай, норма поведения, взгляды («Краткий словарь иностранных слов»).
Определение словаря явно указывает на то, что начинать необходимо с прошлого. Однако никто из наших власть имущих никак не упомянул о недавнем прошлом Петропавловского порта ни в ходе выставок, ни в течение всего года 65-летия Победы. А в этом прошлом Петропавловск уже был крупным коммуникационным узлом: за годы Второй мировой войны он перевалил импортных грузов больше, чем Мурманск, в полтора раза больше, чем 4 беломорских порта, из которых принято называть один Архангельск. Очевидно, это было главным вкладом в Победу. Ведь в юбилейном году Владивосток стал городом воинской славы «за участие в доставке грузов военной помощи от союзников по антигитлеровской коалиции» – так было объявлено в программе «Время» 4 ноября.
Вступлению в строй первой очереди Петропавловск-Камчатского морского торгового порта (ПКМТП) мощностью 1 миллион тонн годового грузооборота исполнилось тоже 65 лет в феврале юбилейного года.
Причалы, построенные в годы войны, работают 66 лет без укрепления, то есть капитального ремонта. А сданное на 20 лет позже здание морвокзала уже снесено.
Никто из наших власть имущих и официальных историков в юбилейном году не назвал имени главного строителя порта в годы войны и после нее и по одному этому – главного строителя Камчатки Алексея Николаевича Виноградова, награжденного за работу военных лет высшей наградой СССР – орденом Ленина.
Вот такая получается порт-хабная история.
Толстый том «Камчатская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 1939-1945. Сборник документов государственного архива Камчатского края» вышел в 2010 году. Вступление подписано губернатором
А.А. Кузьмицким. Однако того, что «книга станет достойным вкладом в сохранение памяти о Победе» (это слова из вступления), не получается, потому что в ней нет имеющихся в ГАКК самых важных документов о главном вкладе в Победу. А именно:
- приказа НКМФ № 1-ДВ от 8.06.42 г. «О строительстве Петропавловского-на-Камчатке порта»;
- приказа НКМФ от 23 октября 1943 года № 366 «Об организации и строительстве Петропавловского н/К морского порта Наркомморфлота СССР», который начинается словами: «Организовать в Петропавловске на Камчатке морской порт, подчиненный непосредственно Центральному управлению морских портов Наркомморфлота».
Подраздел сборника о главной работе назван: «Для фронта важен участок любой». Любым участком составители считают то, что в партийных документах, опубликованных в вышедшем в 1975 году сборнике документов «Камчатская область в годы войны», названо «объектом № 1».
В сборнике-2010 нет документа из управления президента РФ по кадровым вопросам и госнаградам об ордене Ленина А.Н. Виноградова, который поступил в ГАКК в 2005-м. Нет документа о вступлении в строй в феврале 1945 года первой очереди ПКМТП.
Опубликованные отчеты о движении грузов в порту за 1943, 1944 и 1-е полугодие 1945 годов не дают возможности определить объемы переваленного за годы войны импорта. Во-первых, потому что в них нет разделения на импортные и неимпортные грузы. Во-вторых, потому что грузы военной помощи от союзников шли через Петропавловск с июля 1941-го по октябрь 1945 годов.
В июле 2010 года в № 27 «АиФ-Камчатка» заведующая сектором краевой научной библиотеки, одна из составителей сборника И.В. Витер рекламировала его в очередной раз. В интервью она заявила: «Мы просмотрели огромное количество фондов и опровергли мнение о том, что Камчатка была глубоким тылом».
Большинство из тех, кто это прочитал, пришли в недоумение: со времени присоединения к России Камчатка была и остается пограничной зоной, которая по одному этому не может быть тылом. Граница – это всегда фронт, как минимум против браконьеров и контрабандистов. Не иначе, наши официальные историки сами додумались до глубокого тыла и поставили себе такую вздорную задачу. Этим можно объяснить многие другие нелепости сборника и то, что многолетнюю работу группы, которую некоторые власть имущие называют «историческим сообществом», нельзя считать ни достоверной, ни достойной.
В 2000 году в честь 260-летия города она сделала в областной научной библиотеке выставку о застройке Петропавловска по десятилетиям, экспозиция висела больше года. На стенде 1940-х годов не было даже упоминания о строительстве порта, без которого города нынешних размеров быть не могло.
17 октября 2006 года на экране ГТРК был показан видеосюжет с участием И.В. Витер – у меня есть его копия. Стоя у памятной доски А.Н. Виноградову на доме № 36 по ул. Ленинская, она объявила: «Виноградов Алексей Николаевич – один из первостроителей нашего морского порта», то есть инженера-гидростроителя мирового уровня произвела в разнорабочие.
Последнее ее «открытие», с которым мне довелось познакомиться, опубликовано в исторической справке к фотоальбому И. Вайнштейна и А. Петрова «Петропавловск-Камчатский. Двенадцать месяцев», выпущенному к 270-летию города. Там на с.16 написано: «Морской порт стал перевалочной базой по доставке грузов по ленд-лизу из США во Владивосток. Причалов для переработки грузов не хватало. В октябре 1944 года правительство СССР приняло решение о строительстве капитального морского торгового порта. За год с небольшим (то есть к самому концу 1945 года, а Великая Отечественная закончилась в начале мая, Вторая мировая – в начале сентября 1945 года. – А.П.) было построено шесть механизированных причалов. Доставка грузов для нужд фронта значительно ускорилась».
Есть еще много задокументированных примеров подобной деятельности ее и некоторых других камчатских официальных историков и краеведов. Такая деятельность заставляет вспомнить слова Мигеля Сервантеса: «Лживых историков следует казнить как фальшивомонетчиков». Однако у наших власть имущих эти фальшивомонетчики пользуются большим почетом. Разумным людям остается согласиться со сравнением и мнением Сервантеса.
В наступившем году порт-хабная история продолжилась. Как и прежде, осталась незамеченной 66-я годовщина вступления в строй в феврале 1945 года первой очереди ПКМТП.
1 февраля в администрации края под руководством вице-губернатора И. Третьяковой состоялось заседание оргкомитета по подготовке очередного собрания РАТОП (Российско-Американское Тихоокеанское партнерство), которое будет проведено в июле в Петропавловске. Было объявлено, что РАТОП обсудит вопросы, связанные с транспортом, то есть и с созданием на Камчатке порт-хаба. Могу предположить и буду рада, если ошиблась в том, что никто из присутствовавших на заседании оргкомитета не знал, что в 2007 году на собрании РАТОП в Южно-Сахалинске тогдашний представитель МИДа РФ на Камчатке Алексей Иванович Половников сделал доклад с использованием информации из только что вышедшей книги «Третий период славы Петропавловска-Камчатского». Он подарил по экземпляру присутствовавшим на собрании генеральному консулу США во Владивостоке и представителю департамента Северной Америки нашего МИДа. Думаю, вряд ли кто-то станет возражать, что знать об этом и владеть информацией из книги весьма полезно тем, кто готовит собрание
РАТОП на Камчатке. К тому же на сайт ИВиС ДВО РАН, где с начала 2010 года выложена книга, к сентябрьской юбилейной дате прошлого года добавились комплекты материалов на русском и английском. Это мой доклад на международной конференции 2000 года в Санкт-Петербурге с небольшими добавлениями и картой «Маршруты Тихоокеанской транспортной эпопеи» и их перевод на английский язык. Адрес в Интернете: www.kscnet.ru/ivs/bibl/paperno/content2.htm.