Для колхоза строят новый сейнер…Состояние российского рыболовного флота вызывает тревогу у правительства России. Если до 80-х годов прошлого века наш полуостров довольно часто встречал современные суда, только что сошедшие с верфей, то за последние 20 лет такие радостные для каждого рыбака события случались довольно редко. Все более устаревающие траулеры и сейнеры с Дальнего Востока уходили на модернизацию и ремонт в Китай и Корею, а российские судостроение и судоремонт были практически разрушены. |
Но сейчас, похоже, пришло время вспомнить, что Россия – великая морская держава и негоже ей строить и ремонтировать суда за границей. Поэтому оживились представители различных судостроительных заводов, предлагающие рыбакам возобновить тесное сотрудничество. Вот и 17 февраля на рабочем совещании встретились представители рыбацкого бизнес-сообщества Камчатки и благовещенского ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции».
Камчатка нуждается в рыбопромысловых судах всех типов. По данным Морского регистра, из 656 судов (и рыболовных, и вспомогательных), зарегистрированных в Петропавловске, меньше четверти – моложе 20 лет. Остальные построены более 20 лет назад. Они уже с трудом могут конкурировать с судами современной постройки, более экономичными, менее потребляющими топливо (что немаловажно ввиду его скачкообразного подорожания), насыщенными современными средствами поиска рыбы и обработки уловов. Конечно, можно и в старый корпус поставить новейший завод, электронное оборудование. И многие камчатские рыбопромышленные компании так и делают, вкладывая огромные деньги в модернизацию судов. Их корпуса – добротные, и они могут еще послужить на благо Камчатке. Но долго ли продержится «новое вино в старых мехах»?
Поэтому понятен интерес камчатских рыбопромышленников к предложениям российских судостроителей. Далеко не все они приемлемы по тем или иным причинам. К примеру, приезжали на полуостров с российского «дальнего запада» представители КБ «Восток». Но, предложив рыбопромышленникам строить суда по устаревшим проектам прошлого века, понимания не нашли. В прошлом году была презентация российско-корейского судостроительного завода «РОСКОР». Предложение было заманчиво – в Находке собираются строить современную судоверфь, способную выпускать мало-, средне- и крупнотоннажные суда. С российской стороны в проект планируется «вложить» территорию с отличной логистикой, рынок сбыта сотен рыбопромысловых судов и рабочих (всего планируется создать до 850 рабочих мест). Корейцы (одни из лидеров современного судостроения) готовы предоставить технику, технологии и управленцев. Но пока все это только на бумаге.
С благовещенскими судостроителями контакты рыбопромышленных фирм Камчатки уже налажены. Когда-то построенные на этом заводе МРСы рыбачили на всем Дальнем Востоке. И сейчас завод возобновил производство модернизированных малых сейнеров проекта 1338, хорошо знакомых рыбакам камчатского побережья. Первые в прошлом году получили Тымлатский рыбокомбинат, РКЗ-55 и Витязь-Авто. Завод планирует начать строительство рыболовных сейнеров типа РС-600 вместо морально устаревших РС-300 проекта 388М. Отличаются проекты не только цифрой в названии. Мощность главного двигателя увеличена с 300 до 600 лошадиных сил. А это позволит вести промысел не только снюрреводом, но и тралом на больших глубинах. Сейчас на судостроительном заводе им. Октябрьской революции началось строительство первого РС-600 для края. Заказчиком новой техники стал рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина. Современный рыболовный сейнер поступит на Камчатку уже в 2012 году. Подобный заказ на заводе в Благовещенске готов разместить и Корякморепродукт.
На совещании представителям судостроительного завода было задано немало вопросов. Некоторые касались сервисного обслуживания предлагаемых судов в период гарантийного срока. Как выяснилось, на заводе есть обученные экипажи, которые при передаче заказчику построенного судна передают навыки его эксплуатации. Будет развиваться и сервисное обслуживание – возможно, при камчатской торгово-промышленной палате будет создана определенная структура, которая станет в случае поломок тех или иных механизмов направлять специалистов для их устранения или заменять на новые. Нет проблем, говорили представители завода, если и заказчик пожелает поставить часть механического оборудования или электронной «начинки» судна за свой счет, чтобы установить их на судно в процессе постройки.
Особое внимание было уделено самому серьезному из вопросов, которые задавали рыбаки, – вопросу формирования цены на строящиеся суда и соотношению «цена-качество», а также времени постройки. Пока российские судоверфи проигрывают в этом отношении зарубежным коллегам. Но суда для России нужно строить у себя – таков курс российского правительства. Как же привлечь рыбопромышленников к строительству на российских верфях? Одно из предложений, рассматривавшихся в прошлом году, – «квоты под киль» – уж очень походило на «кнут». Предлагалось выделять из ОДУ объемы и распределять их между теми, кто строит суда на отечественных верфях. Но рыбаки встретили это предложение в штыки, поскольку оно разрушало сложившуюся систему распределения долей квот.
Теперь вместо «кнута» обсуждаются «пряники», которые выглядят заманчиво. Стимулировать возрождение российского судостроения могут компенсация части (а может быть, и полностью) затрат рыбопромышленников на оплату процентов по кредитам за счет федеральных и региональных бюджетов, развитие лизинговых схем покупки судов, удешевление головных серий путем оптовой закупки. Амурчане предлагают перенести опыт программы по утилизации старых отечественных автомобилей (сдаешь в утиль – получаешь компенсацию) на рыбную отрасль. Правительство России из-за резкого повышения цен на топливо (в том числе и на дизельное) дало возможность сельхозпроизводителям закупать его по ценам ноября прошлого года. Правительство Камчатки предлагает эту меру распространить и на рыбопромышленников, от которых не менее зависит продовольственная безопасность страны.
Может быть, судостроение стоило бы развивать и на Камчатке – тем более, что здесь есть десятки предприятий, занимающихся ремонтом судов и оборудования, и завод «Горняк» в Вилючинске сохранил не только оборудование и станки, но (что самое главное) и специалистов. Несколько лет назад даже было спущено на воду маломерное судно «Скедия». Но в министерстве рыбного хозяйства края считают, что на полуострове самостоятельное судостроение вряд ли возможно – ведь сюда надо завозить корабельный металл, оборудование. Цена судна, построенного на Камчатке, будет разительно отличаться от такого же, но построенного на верфях соседних регионов Дальнего Востока, куда все это легче и дешевле доставить. Но, может быть, те же катера, боты можно делать на полуострове из дерева, которое растет под боком? Благодаря этому работу могли бы получить многие рыбаки, занятые на прибрежном промысле. На самом деле, пояснили мне в краевом минрыбхозе, на Камчатке слишком суровые погодные условия для этого. Период навигации без штормов и льда для таких малых судов до того ограничен, что они подавляющую часть года не имели бы возможности выйти в море. К тому же, к сожалению, исчезает терпуг – объект, который мог бы осваивать маломерный флот.
Тем не менее, судостроение на Дальнем Востоке будет развиваться – альтернативы этому процессу нет. И ему должны способствовать материалы прошедшего на Камчатке совещания – все проблемные вопросы и предложения камчатских рыбопромышленников будут отражены в протоколе, который планируется направить в Федеральное агентство по рыболовству.