Общественный контроль над строительством ВСТО-2 началсяОколо 200 км проехали вдоль нефтепровода представители WWF России в Приморском и Хабаровском краях, общественная организация «АмурСоЭС» - в Амурской области для того, чтобы проверить, как ведутся работы на трассе. |
Строительство второго этапа трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» идет ударными темпами. Трубопровод общей протяженностью 2046 км проходит по территории Амурской, Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском крах. Строительно-монтажные работы ведутся с 13 января 2010 года, в них задействовано около 6800 человек, 4200 единиц техники. 19 января 2011 года ОАО "АК “Транснефть” завершило сварку 1200 км второй очереди.
Еще в декабре 2010 года на заседании Общественного Совета при Росприроднадзоре, в состав которого входят представители крупнейших общественных организаций Дальнего Востока, было решено, что нужно наладить общественный контроль над прокладкой трубопровода. В период строительства ведется рубка просеки, выкапываются траншеи для укладки трубы, строятся линия электропередач для обеспечения работы нефтепровода и нефтеперекачивающие станции.
«Первое, что было обнаружено, так это огромное количество леса, который частично лежал вдоль просеки, частично был уже закопан около нее. В Хабаровском крае мы поговорили с местными жителями, которые вывозили лес с трассы нефтепровода. У муниципальных властей заключен договор с ООО«Транснефтьстроем» на вывоз дровяной древесины на дрова для близлежащих деревень. Очень разумное решение. В Приморье такие же местные жители воровским способом вывозят всю подряд древесину с трассы, пользуясь тем, что до этого никому нет дела. На наш вопрос: «А почему нет разрешения?»,- услышали встречный вопрос: «А кому оно нужно?» Но это не все. По дороге, проходящей вдоль уже уложенной трубы, местные жители быстренько заскакивают в лес, выпиливают несколько деревьев ценных пород, грузят на «воровайки» и увозят. Еще до начала строительства общественные организации предлагали «Транснефти» подумать о системе контроля над такими ситуациями. В ОВОС были вписаны предложения по созданию специальных оперативных групп при лесничествах и охотуправлениях, которые бы охраняли лес от нелегальных рубок и пожаров, а животный мир от браконьеров. Про зверей можно сказать определенно: вдоль трассы следы обнаружены не были даже там, где строительство завершилось несколько месяцев назад. А вот машины по дороге гоняют и днем, и вечером. Зачем? Нетрудно догадаться. Хотелось бы знать, приняты ли «Транснефтью» какие-то предварительные меры по предотвращению нарушений или нет?», – рассказывает координатор программ Амурского филиала WWF России по ООПТ Светлана Титова, принимавшая участие в поездке по трассе.
По сообщению Петра Осипова, руководителя «АмурСоЭС», при выезде «АмурСоЭС» в Сковородинский и Архаринский район Амурской области, им была обнаружена завышенная ширина просек под трубу. Но это никого из осуществляющих строительство не озаботило.
Что касается самой трубы, несомненно, кладут ее красиво, тщательно упаковывают. Да и сама труба впечатляет – с толстыми стенами, в гидроизоляции. Для такой большой трубы и траншеи копают большие. Больше всего представителей общественности озаботили переходы через реки, которых по трассе будет более 400. Все реки переходятся траншейным способом.
Местные жители рассказали, как переходили речку Тамгу в Лесозаводском районе Приморья. Маленькую речушку перекрыли полностью, закопали трубу. А потом весь грунт, который остался на берегу, был смыт в речку. В результате рыбы ниже трубы нет и долго еще не будет.
«Мы посмотрели, как укладывается труба через реку Бикин в Хабаровском крае, реки Бурлитовку, Большую Уссурку, Кабаргу в Приморском крае. Насыпаются большие дамбы из грунта для отвода воды, закапываются трубы. Вдоль Большой Уссурки перекопано 800 метров русла. И пока непонятно, будут ли эти дамбы ликвидироваться, будет ли производиться рекультивация вдоль берегов? Или грунт, как в случае с маленькой Тамгой, будет смыт в реки? Даже неспециалисту понятно, что рыбе не выжить в такой замутненной воде. Может быть, лучше постараться предотвратить ущерб?», – говорит Светлана Титова.
Как только начнется вскрытие рек, на трассу трубопровода на контроль поедут школьники. На Дальнем Востоке успешно работает научно-общественный координационный центр «Живая вода», на базе которого создана сеть общественных экологических агентств на базе школ. Много лет ребята ведут мониторинг за состоянием рек в регионе. Проверяют замутненность, состояние гидробионтов, определяют, пригодна вода для жизни рыб или нет. Очень хочется надеяться, что школьники привезут хорошие результаты.
«Готовясь к поездке, я побывала на всех сайтах, которые пишут о строительстве ВСТО. Там много хорошей информации о пройденных километрах, о технологических новшествах, о перекачанных тоннах нефти. Но для местных жителей и общественных организаций было бы интересно найти информацию о том, какие меры приняты «Транснефтью» для минимизации ущерба природе, какие компенсации в рамках ОВОС выплачены, кому и для чего», – комментирует Светлана Титова, координатор программ Амурского филиала WWFпо ООПТ.