Газета «Рыбак Камчатки»

…А ведь кому-то станет слаще… (В мутной воде рыбка лучше ловится?)

Когда в феврале появился проект правительственного постановления о поправках в правила выдачи разрешений в «Правила оформления, выдачи… разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов…», рыбацкое сообщество возмутилось: кто придумал эти поправки? Человек, предлагающий подобное, просто не знает, что такое промысел, говорят они.

Или же, есть и такое мнение: знает, но осознанно создает новые искусственные препоны для рыбаков. И не исключено, что как раз в этом и заключается разгадка столь странной ситуации.

Дело в том, что возражения рыбаков в Росрыболовстве как бы услышали. Но, видимо, выборочно, потому что новый вариант поправок в правила только звучит иначе, а суть – прежняя.

«Не допускается выдача разрешений на один и тот же срок добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием одного и того же судна для добычи (вылова) водных биоресурсов, квоты (объемы) которых выделены разным пользователям», – написано в первом варианте поправок от 4 февраля 2011 года.

Теперь же этот уточняется таким образом: «На борту судна одновременно могут находиться подлинники выданных разным пользователям разрешений, сроки действия которых не пересекаются и соответствуют срокам владения судном каждым из пользователей в качестве судовладельца».

Что значит не пересекаются и соответствуют срокам владения судном каждым из пользователей в качестве судовладельца?

- В том-то и дело, что не могут не пересекаться сроки действия разрешений, – говорит заместитель директора по безопасности мореплавания ООО «Каммаг» Сергей Васильев. – Вот ловим мы креветку. Есть сроки промысла объекта по районам. Но скопления смещаются из одной подзоны в другую, потом наоборот. У нас разрешения в обеих подзонах, но от разных пользователей. И как быть?

С. Васильев направил в Росрыболовство письмо, где излагал возражения рыбаков не только своей, но и других камчатских компаний. Несколько дней назад пришел ответ начальника управления рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству Г.В. Терпелюка. Он объясняет необходимость предложенных поправок тем, что ныне действующие правила выдачи разрешений не соответствуют требованиям федеральных законов.

Так, в письме сказано, что поскольку «при осуществлении рыболовства с использованием судна рыбодобывающая организация должна владеть судном в момент осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов на правах судовладельца»,
а «судно относится к неделимым вещам, и согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно в конкретный момент времени может иметь только одного судовладельца», то «использование судна для осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов несколькими лицами в один момент времени юридически невозможно».

Росрыболовство мотивирует свои инициативы настойчивой необходимостью. В том числе, и тем, что якобы пограничники при проверке судов сталкиваются с проблемой: невозможно при наличии нескольких разрешений разобраться, к какому именно судовладельцу предъявлять претензии, если зафиксированы какие-либо нарушения Правил рыболовства. Только трудно поверить, что люди, которые служат в пограничных войсках ФСБ России, не знают азов арифметики.
Тогда зачем же городить такой огород?

- Сколько бы на борту ни было разрешений с пересекающимися сроками, в один момент двух судовладельцев быть не может. Потому что прежде, чем перейти к работе по другому разрешению, составляются акты сдачи-приема продукции и по аренде судна. Так что никаких противоречий с российским законодательством нет, – говорит Сергей Васильев.

В Союзе рыбопромышленников и работодателей Камчатки мне сообщили, что эта проблема там обсуждалась, и позиция союза – предложенные поправки не нужны, ныне действующий порядок легитимен и разумен.

- Мы знаем, что если поправки в правила все же будут приняты, то не только наша компания, а все, работающие по разрешениям других пользователей, не будут полностью осваивать квоты, – уверен Сергей Васильев. – И недолов в общем масштабе будет очень большим.

Или именно это кому-то и нужно?

Нужно, чтобы добросовестные, имеющие промысловую историю компании, не могли освоить квоты, за которые заплачены деньги? Тогда их финансовое положение пошатнется, а владельцы долей ОДУ лишатся их. Выдавая это за борьбу с рантье, Федеральное агентство по рыболовству, конечно, лукавит (мягко говоря). Ведь вторичного оборота долей у нас на практике по-прежнему нет. В таком случае, какова судьба тех ресурсов, которые не осваиваются в течение двух лет? Что интересно, это сегодня широкой общественности неведомо. Известно, скорее всего, лишь очень узкому кругу лиц. Заинтересованных, надо полагать…

Президент России и премьер-министр правительства говорят о том, что бюрократические барьеры нужно убирать и не мешать бизнесу нормально работать.

Рыбопромышленники поддерживают эту установку. Только ждут: когда же она станет реальной российской действительностью?
Грубовато, но по сути очень правильно сказали камчатские рыбаки о втором варианте поправок в «Правила оформления, выдачи… разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов…» – хрен редьки не слаще.

…А ведь кому-то станет слаще…

Елена ФЕДОРЧЕНКО.