Журнал «Fishnews»
БАТМ «XXVII съезд КПСС»

БАТМ «XXVII съезд КПСС» снова в строю

Больше двух месяцев назад БАТМ «XXVII съезд КПСС», принадлежащий ОАО «Океанрыбфлот» (Камчатский край), отправился на юг в корейский порт Пусан. Обратно он вернулся обновленным и помолодевшим: после масштабного ремонта и модернизации. «Родным» у судна остался только корпус.

На флоте ремонт ремонту рознь. Он может быть текущим – тогда во время очередной межрейсовой стоянки судно подлатают, устранят проблемы, проявившиеся в рейсе, проверят все системы, постараются предугадать слабые места и подстраховаться, где возможно. Ремонт может быть плановым, поскольку у судовых механизмов существуют определенные нормы по выработке, которые необходимо соблюдать. Регулярно – каждые два с половиной года – судно должно становиться в доки, и, конечно, один раз в пять лет проходить освидетельствование на класс регистра. Но для камчатской компании «Океанрыбфлот» по масштабам работ модернизация БАТМ «XXVII съезд КПСС» стала самым глобальным проектом за последние годы.

На причале, несмотря на выходной день, кипит работа. Грузовики снова и снова подвозят снаряжение, припасы, тару, расходные материалы, а мощный кран поднимает их на борт судна. Идет подготовка к выходу в рейс. До конца декабря БАТМ будет добирать квоты в Беринговом море, а затем присоединится к охотоморской путине.

Вслед за капитаном проходим по судовым коридорам, сверкающим свежей краской. На мостике и в радиорубке установлены новые навигационные приборы и компьютеры.

«Судно, конечно, не новое. Построено на Украине, в городе Николаеве, в 1985 году. Тогда это был еще Союз Советских Социалистических Республик. После постройки судно сразу пришло на Камчатку». – говорит капитан Вячеслав ПОНОМАРЕВ. Он с гордостью демонстрирует свои владения и рассказывает, как было до ремонта и что изменилось: «Обновили обстановку в столовой, отремонтировали баню и другие объекты соцкультбыта, ведь на судне работают 98 человек и хочется, чтобы в многомесячном рейсе они чувствовали себя как дома. Внутренние помещения обшили пластиковыми панелями, установили систему климат-контроля».

Но основные перемены произошли в рыбозаводе, куда мы спускаемся по трапу: «Вот здесь модернизировано все, – обводит рукой огромный цех капитан БАТМа. – Старое оборудование вырезали полностью, и, пока не поставили новое – шкафы морозильные, транспортерную обвязку и прочее, здесь был просто стадион. К сожалению, отечественные предприятия сегодня не в состоянии поставлять рыбообрабатывающую технику, соответствующую современным требованиям. Поэтому транспортеры в цехе производства Кореи, плиточные морозилки – Германии, рыбомучная установка – КНР ».

На судоремонтном заводе в Пусане в течение 70 дней южнокорейские рабочие, сняв изношенную технику, установили три филетировочные линии вместо двух, поставили 11 новых морозильных плиточных аппаратов общей производительностью до 150 тонн в сутки (минтай б/г и неразделанная сельдь). Модернизированный БАТМ может выпускать до 50 тонн филе минтая в сутки – в зависимости от опыта работы судоэкипажа. Траулер получил возможность работать практически на всех основных объектах промысла в Дальневосточном бассейне – на минтае, лососе, сельди, кальмаре.

Повышение производительности работы судна повлекло за собой дополнительные изменения, заставило поломать головы инженерам-конструкторам «Океанрыбфлота». Так, например, пришлось решать проблему сохранения улова: чтобы зря не морозить рыбу в зимнее время на палубе в трале, увеличили емкость бункера более чем в два раза. В связи с увеличением выпуска продукции пришлось нарастить мощность рыбомучной установки до 15 тонн муки в сутки.

«Мы поставили три машины для производства филе, вместо двух. Что касается приемки лосося, то если на большинстве БАТМов «Океанрыбфлота» в период путины разделка рыбы производилась прямо на промысловой палубе, то в нашем случае мы сделали специальную лососевую линию в цехе, – рассказывает Вячеслав Пономарев. – Кроме того, наш рыбозавод позволяет обрабатывать практически все основные виды дальневосточных рыб. Даже внешний его вид изменился до неузнаваемости!»

Продолжая нашу экскурсию, мы заходим в машинное отделение. «Главные двигатели – два сердца нашего корабля – мы капитально отремонтировали. А вот вспомогательные двигатели сменили, приобрели новые дизель-генераторы фирмы «Man», – вахтенные механики на центральном посту управления рады неожиданным посетителям и не прочь поделиться впечатлениями: «Заменили большое количество трубопроводов, починили опреснители, сепаратор пара, поставили автоматические фильтры тонкой очистки масла и топлива для лучшей топливоподготовки. Все это ощутимо облегчает труд экипажа, на наших заводах вряд ли бы так сделали за такое короткое время».

«Хороший судоремонт, которым славился Советский Союз, сегодня безнадежно утрачен, мощнейшая инфраструктура развалена, и осуществить за два месяца переоборудование судна при таких объемах работ в России нереально, – согласен с членами команды капитан. – Чтобы сделать качественный ремонт, нужны самые современные технологии, которые корейцы успешно используют. Есть на судне определенные участки, которых наши судоремонтники всячески избегают, – те же трубопроводы, а за рубежом делают без споров. Или дополнительные работы, без которых не обходится ни один ремонт, особенно если пароход 1985 года. Они выплывают, мы их заявляем, корейцы берутся и делают. К тому же у них скорость выполнения операций не идет вразрез с качеством. В итоге при постоянном инженерном наблюдении и сопровождении со стороны экипажа мы получили очень даже неплохой результат».

На начальном этапе технические специалисты «Океанрыбфлота» рассматривали вариант с модернизацией судна в России, но сравнение оказалось не в пользу отечественных заводов – ни по цене, ни по срокам, ни по качеству. Переходу в Пусан предшествовали месяцы напряженной работы: разработка конструкторских решений, создание схем и чертежей, расчет экономики фабрики. Потом конструкторскую документацию передали в Корею, чтобы заранее изготовить необходимое оборудование. Переоборудовать БАТМ, например, для выпуска филе, компании случалось и раньше, но тогда, как правило, обходились местными силами на заводе в Петропавловске-Камчатском или во Владивостоке.

Все два с лишним месяца, пока продолжался ремонт, специалисты инженерной службы предприятия и члены экипажа во главе с капитаном дневали и ночевали на судне. Они контролировали строгое соблюдение графика и, главное, качество работ.

Главный вопрос теперь: как поведет себя БАТМ на промысле? Оправдает ли вложенные в него силы и средства? От результатов его работы будет во многом зависеть, где и в каком объеме будут проходить ремонт и модернизацию остальные суда ОАО «Океанрыбфлот».

А мы, в свою очередь, пожелаем БАТМу «XXVII Съезд КПСС» хороших уловов, попутного ветра и семь футов под килем.

Анна ЛИМ

  • БАТМ «XXVII съезд КПСС»
  • Вячеслав ПОНОМАРЕВ, капитан БАТМ «XXVII съезд КПСС»
  • Рыбцех после модернизации
  • Рулевая рубка