Более полугода назад деятельность Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» возглавило новое руководство. Как мы помним, прежние задачи перед подведомственным Росрыболовству ФГУПом ставились весьма грандиозные – от строительства современных холодильных мощностей во всех рыбных портах страны, выстраивания логистической цепочки по доставке рыбопродукции из добывающих регионов до создания «Нацрыбфлота» и возвращения на промысел в Мировой океан. Изменился ли со сменой управляющего звена и курс предприятия и как в целом можно оценить имеющийся на сегодняшний день потенциал организации – на эти и другие вопросы журналу «Fishnews – Новости рыболовства» ответил генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурс» Станислав Стандрик.
16 марта в Москве состоялось заседание коллегии Федерального агентства по рыболовству. Первые лица отрасли озвучили, с какими итогами рыбное хозяйство страны закончило минувший год и какие задачи предстоит решить в 2011 г.
Больше двух месяцев назад БАТМ «XXVII съезд КПСС», принадлежащий ОАО «Океанрыбфлот» (Камчатский край), отправился на юг в корейский порт Пусан. Обратно он вернулся обновленным и помолодевшим: после масштабного ремонта и модернизации. «Родным» у судна остался только корпус.
Новые проекты из Исландии – это то, что у автомобилистов называется концепцией «широкого кузова». Какие новейшие тенденции отражают разработанные исландцами проекты рыбопромысловых траулеров? Соотношение затрат к цене произведенной судном рыбопродукции – вот что сегодня поставлено во главу угла.
С выходом на относительную экономическую стабильность и ростом благосостояния потребителя заметнее стала проявляться его забота о собственном здоровье, в основе которого лежит здоровое питание. На этом фоне одним из самых перспективных в России становится рыбный бизнес. В то же время именно этот вид предпринимательской деятельности подвержен многим рискам – значительным колебаниям цен на сырье, удаленностью основных рыбодобывающих регионов от массового потребителя. Кроме того, у поставщиков сырья хватает своих проблем: недоловы, сезонность и прочее. Однако, как оказалось, и в этом море проблем можно прокладывать весьма успешный курс. Один из самых известных на рынке пищевой продукции бренд – «Русское море» доказывает эту возможность на собственном примере. Как в столь непростых условиях отечественного рыбного рынка удается сохранять позиции и держать марку – с ответов на эти вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства» начал разговор генеральный директор группы компаний «Русское море» Дмитрий Дангауэр.
В конце января завершилась часть многомесячной эпопеи сахалинских стеркодеров, построенных под гарантии правительства РФ и одним росчерком пера лишенных права вести промысел в российских водах. Предприятия-фрахтователи шести судов смогли договориться с Внешэкономбанком и ценой невероятных усилий, настойчивости и терпения вернули траулеры под российский флаг. Два года оказались потерянными из-за непродуманности отечественных законов и медлительности бюрократической машины, с трудом признающей свои ошибки и не стремящейся их исправлять. Два года суда вынужденно гостили у чужих причалов, но, наконец-то, вернулись домой. С этого долгожданного события с корреспондентом журнала «Fishnews – Новости рыболовства» начал беседу председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.
Без чего не может обойтись ни одно производство? Ответ хорошо известен каждому, ведь это условие актуально абсолютно для всех, чья деятельность связана с любым видом рыбопереработки. О каких бы объемах и видах выпускаемой продукции ни шла речь, где бы ни располагались мощности предприятия – на берегу либо за сотни километров от морского побережья или даже на борту судна – отходы, получаемые в результате производства рыбопродукции, будут всегда. Предприятия развиваются, увеличивается улов или наращиваются объемы переработки, а вместе с ними растет и количество отходов. Так, при потрошении товарной рыбы эта часть производственного выхода составляет 20-30% от улова, а при выпуске филе достигает 70% . Даже сезонная переработка характеризуется весьма внушительными цифрами. К примеру, по официальным данным, за лососевую путину 2010 г. освоено более 300 тыс. тонн красной рыбы. Из этого объема сырья при первичной переработке на долю отходов приходится до 20%, что составляет более 60 тыс. тонн.
Тех, кто из центра впервые попадает на Дальний Восток России, поражает разнообразие на рыбных прилавках. Широкие возможности выбора, особенно в портовых городах, формируют вкусы и предпочтения местной публики. Конечно, как и везде в России, здесь тоже любят селедку во всех возможных видах, но основу здорового питания видят в блюдах из парной и охлажденной рыбы и других морепродуктов. Все это великолепие обеспечивает прибрежный промысел. О его особенностях в подзоне Приморье, возможностях и перспективах главному редактору журнала «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал генеральный директор ООО «Акватехнологии» Сергей Слепченко.
Начиная с 1980-х гг. прошлого века и по настоящее время минтай является самым массовым и наиболее значимым для Дальневосточного бассейна промысловым объектом. В 2010 г. его вылов в экономической зоне России превысил 1 млн. т, а суммарное ОДУ в 2005-2011 гг. колебалось в пределах от 1052 до 1721 тыс. т (рис. 1). С другой стороны, значительная биомасса этого вида и высокие продукционные возможности обеспечивают ему ведущую роль в пелагических сообществах Берингова и Охотского морей (Шунтов и др., 1993). В связи с этим при управлении ресурсами минтая нельзя не учитывать и экосистемной значимости этого вида как основного потребителя планктонных и нектонных ресурсов и кормового объекта для видов более высоких трофических уровней – крупных хищных рыб, млекопитающих, морских птиц.
При выборе судового оборудования компании приходится учитывать множество факторов. Надежность, производительность, энергоемкость, сроки изготовления и установки, обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания – список достаточно обширен. От выбора оптимального варианта в конечном итоге зависит не только эффективность работы судна, но и безопасность экипажа. Судовладельцу необходимо позаботиться о надежности топливной системы, о бесперебойном снабжении пресной водой. О современных решениях в этой области журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказали специалисты компании «ГЕА Вестфалия Сепаратор Групп ГмбХ» – одного из лидеров на мировом рынке сепарационной техники.
Проект Федерального закона «Об аквакультуре» под пристальным вниманием общественности проходит стадии рассмотрения в Государственной Думе. Но пока вопросов о содержании и действии будущего документа не становится меньше. Мы постарались выяснить позицию Росрыболовства по наиболее острым моментам, с которыми нынешние аквафермеры сталкиваются на практике и решение которых связывают с выходом своего основного закона. На вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства» ответил начальник Управления аквакультуры Федерального агентства по рыболовству Сергей Максимов.
В отличие от вузов широкого профиля большинство морских учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования не испытывают затруднений с трудоустройством своих выпускников. Что неудивительно, ведь сегодня на кадровый голод жалуются не только рыбопромышленные компании, но и представители смежных отраслей – судостроители, судоремонтники, портовики. На Дальнем Востоке этот вопрос стоит крайне остро: квалифицированных рабочих рук не хватает ни в море, ни на берегу. Какие схемы сотрудничества предприятий и образовательных учреждений наиболее актуальны и востребованы – об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа (ВМРК) Евгений Дубовик.
По итогам контрольной проверки Счетной палатой РФ дрифтерного промысла в ИЭЗ РФ.