Журнал «Fishnews»
Постройка траулера "Торунн Свейнсдоттир"

Верные решения для эффективной рыбалки

Новые проекты из Исландии – это то, что у автомобилистов называется концепцией «широкого кузова». Какие новейшие тенденции отражают разработанные исландцами проекты рыбопромысловых траулеров? Соотношение затрат к цене произведенной судном рыбопродукции – вот что сегодня поставлено во главу угла.

На этом требовании современной экономики наряду с возможностями судна к адаптации с целью отвечать любой «нарезке» промысловых квот базируются предлагаемые компанией Аласунд Шипброкерс проекты траулеров. Они вобрали в себя не только наш 18-тилетный брокерский опыт вторичного рынка и новостроя на верфях в Европе и Азии, но и видение перспектив мирового рыболовства. Проекты исландского бюро Skipasyn, известного эксперта по максимизации тяги, соединили лучшие технологии, экономию и безопасность.

Проект 29-метрового траулера разработан для Северной Атлантики и Арктики и является продолжением серии судов, построенных на Тайване в 2009 г. для исландских рыбаков. Суда показали свою экономичность в потреблении топлива по отношению к тяговому усилию (13,7 тонн при проектной осадке 3.5м и подаче на вал 950 л.с). Зачастую, увидев эти суда под разгрузкой в порту Рейкьявика, наши российские покупатели неизменно обращают на них внимание, указывая на востребованность таких судов в России.

Второй проект траулера 50м. имеет идеальную длину для Северной Атлантики. Прототипом ему служил исландский свежьевик «Торунн Свейнсдоттир», введенный в строй в конце 2010 г. Как и в 29м и 95м проектах, на нем предусмотрены электрические лебедки, что, по мнению проектировщиков, даст 15-18% экономии топлива и снимет проблемы с гидравлической разводкой. Мощности создают в трюме температуру – 30С, позволяя морозить продукции до 60 т/сут. и производить 20 т жидкого льда для приемного рыбного бункера.

95-метровый пелагический траулер-процессор соединил в себе возможности по производству рыбной муки, заморозке и охлаждению в RSW танках и разгрузку стрелами с синхронизированными лебедками. Гибкое управление энергоустановкой заложено системой подвода мощности, что позволяет передать дополнительно до 2000 кВт от вспомогательных двигателей на вал, доведя общую мощность до 7000 кВт при тралении.

Рассчитаные под стандарты Lloyds, DNV и требования SOLAS, все проекты имеют ледовый класс и автоматизацию Е0 для безвахтенного обслуживания. Заложенные на базе концепции «широкого кузова» траулеры отличаются большей стабильностью, просторным верхним корпусом и узким спрямленным нижним корпусом. Траулеры фактически состоят из двух корпусов: наверху много пространства для фабрики, трюма и жилых помещений, внизу плавный переход к винту и место под машинное отделение. С делением на два корпуса исландские проектировщики получили возможность оптимизировать кормовую часть под особенности винта, а носовую часть избавить от завихрений, чтобы избежать помех эхолотам.

Еще одной «изюминкой» проектов стала низкая закладка киля, что дает большую маневренность при тралении. Ведь известно, что, когда судно меняет курс, оно стремится к точке между тралом и судном. Благодаря глубокому и длинному килю удается спрямить этот вектор при развороте с тралом за кормой. Траулеры с плохой управляемостью тратят массу топлива, меняя курс с тралом, наши проекты значительно выигрывают на этой экономии. Предлагаемая проектами форма киля дает возможность поставить большой винт с высокой эффективностью на малых оборотах. Дизайн верхней части нацелен на достижение стабильности и сопротивляемости волнам. Широкий корпус – это не только высокий надводный борт без компромиссов стабильности и более размеренная качка, это еще и безопасность для экипажа при работе со снастями в плохую погоду.

По всем проектам имеется оценочная калькуляция постройки с ряда ведущих верфей для верного выбора.

Юрий КОРОЛЕВ, компания Alasund Shipbrokers, Исландия