Журнал «Fishnews»
Евгений ДУБОВИК

Образование должно отвечать условиям рынка

В отличие от вузов широкого профиля большинство морских учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования не испытывают затруднений с трудоустройством своих выпускников. Что неудивительно, ведь сегодня на кадровый голод жалуются не только рыбопромышленные компании, но и представители смежных отраслей – судостроители, судоремонтники, портовики. На Дальнем Востоке этот вопрос стоит крайне остро: квалифицированных рабочих рук не хватает ни в море, ни на берегу. Какие схемы сотрудничества предприятий и образовательных учреждений наиболее актуальны и востребованы – об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа (ВМРК) Евгений Дубовик.

- Евгений Олегович, в январе ВМРК подписал соглашение об утверждении именной стипендии с корпорацией Korea Trading & Industries Co.Ltd. Помимо этого, корейцы проявили интерес к прохождению практики учащимися колледжа на судоремонтных предприятиях Южной Кореи. Какая работа ведется в этом направлении? Курсанты каких специальностей смогут воспользоваться этим предложением?

- Да, действительно, 25 января мы подписали соглашение между корпорацией Korea Trading & Industries Co.Ltd и ВМРК. Корейская сторона выразила готовность принять наших курсантов на практику на судоремонтные предприятия Южной Кореи. Мы подключили заведующих судоводительским, судомеханическим и технологическим отделениями для проведения конкурса по подбору достойных претендентов. По результатам конкурса уже определены лучшие курсанты судомеханического отделения. В течение апреля-июня мы будем учить их основам разговорного корейского языка, оформим необходимые документы для получения визы.

Затем в летние месяцы руководитель практики поедет непосредственно посмотреть предприятия, которые отобраны для прохождения практики в Республике Корея. Он встретится с руководителями этих компаний, проверит условия работы, питания и проживания курсантов, убедится, что они соответствуют, прежде всего, требованиям техники безопасности и что права учащихся на территории иностранного государства ни в коем случае не ущемляются. Осенью, когда подойдет период практик, пилотная группа из пяти человек поедет на корейские судоремонтные предприятия. Скорее всего, это будет Пусан, потому что основные мощности наших партнеров Korea Trading & Industries Co.Ltd располагаются именно в этом городе. В дальнейшем мы планируем активно развивать сотрудничество с корпорацией KTI в данном направлении.

- Насколько выпускники Владморрыбколледжа востребованы на рынке труда? Изменилась ли как-то ситуация их с трудоустройством за последние годы и если да, то в каком направлении? Какие специальности наиболее дефицитны и востребованы у работодателей?

- Хотелось бы отметить, что выпускников нашего рыбопромышленного колледжа всегда отличала хорошая подготовка и востребованность на рынке труда. За 35 лет из стен колледжа вышло более пятнадцати тысяч специалистов, прекрасно зарекомендовавших себя на производстве. Кроме традиционных морских специальностей – судоводитель, судовой механик, рефмеханик, электромеханик, технолог – получают дипломы бухгалтеры-экономисты, технологи общественного питания, техники-электронщики с дополнительной подготовкой в области программирования, механики по ремонту и обслуживанию автомобилей. В принципе у работодателей востребованы все специальности, но если во Владивостоке и других крупных городах вопросы с работниками еще как-то решаются, то на периферии, в небольших поселках, расположенных на островах Курильской гряды или в отдаленных районах Камчатки, наблюдается огромнейший дефицит специалистов. Порой производственные мощности предприятий вынуждены простаивать из-за отсутствия квалифицированного персонала.

В целом ситуация с трудоустройством за последние годы кардинально не изменилась: каких-то новых законодательных актов или процедур в системе образования не появилось. Зато работа напрямую с работодателями по программе дополнительной начальной подготовки и распределения выпускников открыла перед колледжем новые возможности. И сейчас мы можем рекомендовать курсантам те или иные компании, из числа тех, которые сотрудничают с нами и которые вполне надежны. Нам известны и условия труда на этих предприятиях, и размер заработной платы, и отношения работодателя с работниками. Это является неплохим подспорьем, но не кардинальным методом решения проблемы распределения.

Я думаю: пока работодатель не прочувствует всю ответственность бизнеса перед работниками, система кардинально не изменится. Для примера могу сказать, что недавно разговаривал с начальником отдела кадров одной из камчатских компаний. На вопрос о возможности направлять к ним на практику ребят и подготовке рабочих кадров для флота он ответил, что у них уже сформировано по два экипажа на судно: пока первый работает, второй экипаж в полном составе ждет своей очереди. Это говорит о том, что условия труда и оплаты на этом предприятии подняты на такой уровень, который стимулирует работника держаться за рабочее место. Это яркий пример грамотного подхода и социальной ответственности работодателя перед работником, от которых в конечном итоге выигрывают оба.

Конечно, ситуация везде разная и с общим лекалом здесь трудно подходить, но тенденция прослеживается четкая: чем удаленнее от «материка» находится предприятие, тем большую потребность оно испытывает в рабочих кадрах. Особенно это касается сезонных рабочих, нанимаемых на период лососевой путины. Наиболее востребованы в настоящее время судомеханики и электромеханики, а также технологи и рыбообработчики. Например, за последние два-три года количество обучающихся на технологическом факультете увеличилось в полтора раза, причем большинство из них – девушки. Эта специальность стала очень востребованной, что неудивительно, ведь рыбная отрасль демонстрирует устойчивый рост.

- Уже два года ВМРК совместно с центрами занятости населения реализует программу подготовки и трудоустройства морских специалистов начального уровня. Какие предприятия и из каких регионов участвуют в программе? Сколько человек прошло обучение и какой процент их закрепился в рыбацком флоте?

- Да, мы начали реализацию программы профессиональной подготовки два года назад с проведения мониторинга рынка труда рыбной отрасли. Полученные результаты выявили большой дефицит рабочих профессий. Тогда колледж принял решение совместно с центрами занятости населения пойти, как всем тогда казалось, на рискованный эксперимент по обучению и трудоустройству морских рабочих кадров. Мы отнеслись к выполнению поставленной задачи со всей серьезностью и ответственностью. Создали Центр профессиональной подготовки и трудоустройства морских рабочих кадров, набрали штат квалифицированных сотрудников, оборудовали кабинеты современной компьютерной техникой. Первые полученные результаты убедили нас в том, что мы на правильном пути.

Только за прошедший год в нашем Центре профессиональной подготовки прошли обучение 494 человека по 9 профессиям, из них 322 – граждане, имевшие статус безработных и направленные на обучение центрами занятости. После теоретического курса в колледже и практики 433 человека были трудоустроены на суда рыбного флота, еще 25 – в береговые организации. Примерно 90% из них закрепились на предприятиях рыбной отрасли.

У нас налажены тесные связи с крупными рыбопромышленными компаниями. Начинали мы с предприятий Приморского края, а затем постепенно расширили географию. С нами работают ОАО «НБАМР», ОАО «Преображенская база тралового флота», ОАО ХК «Дальморепродукт», ЗАО «Римско», ОАО «ТУРНИФ», ОАО «Южморрыбфлот», ООО «Таранай», ОАО «Полар», ОАО «Транзит-ДВ», ООО «Компания «Тунайча», ОАО РК «Новый мир», ООО «Магаданрыба» и другие. Стараемся охватить весь дальневосточный регион, так как, повторюсь: чем дальше находится предприятие, тем острее перед ним стоит кадровая проблема. Да и сами рыбопромышленники с большей готовностью идут на сотрудничество. Для обучения с последующим трудоустройством на флоте к нам едут люди не только из приморских городов и сел, но и из других регионов Сибири и Дальнего Востока и даже из западных областей России: Красноярского края, Хабаровского края, Амурской области, ЕАО, Забайкальского края, Иркутской области, Кемеровской области, Чукотского автономного округа, Бурятии, Якутии, Алтая и т.д.

Хочу подчеркнуть, что на базе нашей программы профессиональной подготовки разработана отраслевая программа, реализация которой позволяет не только снабдить рыбный флот квалифицированными рабочими кадрами, но и решить ряд других чрезвычайно важных задач: снизить уровень безработицы и напряженности на рынке труда, модернизировать материально-техническую базу колледжа, повысить квалификацию и финансовое обеспечение преподавателей. За два года первоначальный вариант программы был основательно переработан. В связи с привлечением к процессу подбора слушателей большого количества центров занятости программа была представлена в Роструд, который в свою очередь направил ее на рассмотрение в управления государственной службы занятости населения субъектов РФ.

- Падение рождаемости в начале 1990-х привело к тому, что сейчас даже вузы не всегда могут похвастаться наполняемостью на бюджетные места. Поступить в университет вчерашнему школьнику стало не в пример проще, чем 5-10 лет назад. Испытывает ли колледж проблемы с набором? И чем в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг может привлечь молодежь ВМРК?

- Особых сложностей с тем набором, что касается задания, которое нам спускает Федеральное агентство по рыболовству, мы не испытываем. На традиционно популярные специальности, такие как «Судовождение», «Эксплуатация судовых транспортных установок», «Технология рыбы и рыбных продуктов», проблем с набором нет, ведь такими условиями, которые предлагает наше учебное заведение, мало кто может похвастать. Рыбопромышленный колледж не только предоставляет курсантам бесплатное проживание, питание и обмундирование, но и оформляет полный пакет морских документов, с которыми они имеют возможность побывать во многих странах, получить практические навыки, необходимые для работы в море, а по окончании колледжа устроиться на рыбопромысловые суда с достойной оплатой труда. Полное гособеспечение курсантов является основным конкурентным преимуществом нашего образовательного учреждения.

Несмотря на это, мы реально ощущаем последствия той «демографической ямы», о которой давно предупреждали социологи. Было бы неправильно говорить об отсутствии проблем, когда количество бюджетных мест во всех вузах Приморья равняется количеству выпускников всех школ края. Раньше мы набирали на коммерческие места практически столько же учащихся, сколько и на бюджетные. На сегодняшний день на коммерческие специальности, такие как «Экономика и бухгалтерский учет», «Автоматизированные системы обработки информации», «Технология продукции общественного питания», набор идет с трудом. Зато на бюджетные места есть пусть небольшая, но все-таки конкуренция. При этом колледж проводит большую профориентационную работу со школами и воинскими частями Владивостока и Приморского края, тесно сотрудничает со СМИ, организует рекламную кампанию в соседних регионах – в Хабаровском крае, Амурской области, ЕАО, Иркутской области.

- Федеральное агентство по рыболовству фактически благословило ВМРК на свободное плавание. Какие перспективы открываются перед колледжем в связи с решением руководства отрасли дать ему автономный статус?

- Начало нового 2011 года ознаменовалось значительными переменами в работе Владморрыбколледжа. Федеральное агентство по рыболовству приняло решение предоставить ВМРК автономный статус, что не только дает нам больше возможностей для еще более качественной подготовки квалифицированных специалистов-эксплуатационников и рабочих, но и накладывает огромную ответственность за будущее нашего учебного заведения, в котором трудится более двухсот преподавателей и сотрудников.

У руководства отрасли есть понимание того, что существуют определенные производственные мощности в ссузах – это и мастерские, и учебные аудитории, и даже небольшие предприятия, которые можно было бы более эффективно использовать на благо учебного заведения и при этом уменьшить нагрузку на бюджет государства. Переход на автономию, предусмотренный Правительством, позволяет нам сделать это. Автономность предполагает большую ответственность за выполнение плана по набору, за обучение учащихся, но в то же время предполагает больше финансово-экономической свободы. Мы можем более полно использовать весь потенциал учебного заведения: и имущественный комплекс, и интеллектуальный потенциал преподавателей, и потенциал наших учащихся по увеличению бюджета колледжа.

Приведу пример: принадлежащие ВМРК учебно-производственные мастерские до недавнего времени в соответствии с учебным планом использовались всего лишь несколько месяцев в году – все остальное время они простаивали. Сейчас есть необходимость поменять основной станочный парк оборудования, но даже нынешние станки могут быть задействованы и в остальное время. На базе мастерских мы открыли курсы газоэлектросварщиков, в дальнейшем рассматриваем возможность создания небольших участков по ремонту судовой аппаратуры: курсантам будет интереснее учиться и появится дополнительный доход в бюджет колледжа. Вот таких точечных мест приложения очень много, просто надо поискать как следует, а не идти по годами обкатанной дорожке: есть бюджет, есть образовательные услуги, набираем и учим всех подряд. Если у рынка есть потребность в рабочих кадрах начального уровня или специалистах со средним образованием, то надо отвечать этим потребностям. Ведь по сути дела сегодня государство тратит огромнейшие деньги на финансирование всех учебных заведений, а соответствует ли это условиям рынка – еще вопрос.

Надеюсь, реализация перспективного плана развития колледжа до 2015 года позволит нам расширить перечень образовательных услуг, даст возможность привлечь дополнительные средства работодателей и бюджетные средства субъектов РФ, улучшить материально-техническую и учебную базу колледжа, создать новые места для прохождения практики курсантами, повысить уровень подготовки выпускников и сделать их более конкурентоспособными на рынке труда.

Анна ЛИМ