Газета «Рыбак Камчатки»

Гласность строительства газопровода застряла… в его трубе

Экобезопасность – часть национальной безопасности страны. Именно поэтому в целом ряде статей Конституции страны гарантируются экологические права (и обязанности) граждан и ответственность государства за их соблюдение.

Для нас крайне актуальна ст. 42: «Право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Хотя наши конституционные права и обязанности по-прежнему защищены целым рядом федеральных и местных законов, но в истекшем десятилетии в связи с принятием новых редакций (или поправок) в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ эти права значительно потускнели. Ибо в них компоненты природной среды в первую очередь рассматриваются через призму ресурсов рыночного потребления, но не как базисные источники жизни для человека и общества.

Кто сломал зубы на газовой трубе?

Технико-экономическое обоснование (ТЭО-проект) строительства магистрального газопровода (МГ) было утверждено еще в 2000 году с рекомендациями государственной экологической экспертизы, которые касались составления проектов рекультивации земель, мониторинга МГ и газового месторождения. В 2002 году была проведена госэкспертиза рабочей документации (РД) строительства МГ.

При этом было сделано более 20 рекомендаций, до сих пор имеющих первостепенное значение, и указано на необходимость реализации требований экспертизы ТЭО-проекта, часть из которых и сегодня не выполнена.

Эти заключения должны были стать руководством к действию для чешских строителей, успевших за первые 3 года работы уложить более 90 км труб. Но затем стройка века встала из-за отсутствия дальнейшего финансирования, в т. ч. в связи с запретом дальнейшего выделения на нее средств от продажи рыбацких рыбных квот. Кроме этого, еще в 1998 году Счетная палата РФ признала нецелевым и не совсем законным строительство объектов энергетики и за счет ассигнований федерального бюджета.

Не приступая к продолжению строительства МГ, отказалась от стройки Роснефть. А в 2005 году мы, теперь уже сами, отказали чехам в продолжении стройки под выделение им 20 процентов акций ОАО «Камчатгазпром». Через 2 года отвернулось от трубы и РАО «ЕЭС России».

И тогда к нам пришел Газпром

Уже одно утверждение В. Путина «Отдали бы Газпрому – давно бы все построили» согрело наши сердца. И процесс пошел. В 2008 году был заключен договор о газификации Камчатского края, через год подписано соглашение о сотрудничестве между Газпромом и правительством Камчатского края, а среди его приоритетных вопросов – даже создание системы комплексного экологического мониторинга.

Тогда же была составлена новая проектная документация газоснабжения и строительства МГ – своеобразная корректировка газовых ТЭО и РД начала века. Была ли она утверждена до или после торжественного пуска нашего многострадального МГ 29 сентября прошлого года – общественности неизвестно. Неизвестны и экологические условия строительства межпоселкового газопровода в городской черте (от АГРС-1, -2 до ТЭЦ-2).

А с момента подписания актов приемки этих газопроводов в эксплуатацию начался отсчет времени на завершение рекультивации их трасс и всех объектов газовой инфраструктуры.

Бальзам на экологические души

В 2008 году Газпром разработал и постановлением своего правления (от 25 сентября № 45) утвердил новую экологическую политику на принципах устойчивого развития, обновив свои первоначальные обязательства в области охраны окружающей среды 90-х годов и начала века. В ее основе сбалансированные решения энергетических задач для улучшения качества нашей жизни в пределах хозяйственной емкости биосферы.

И, в конечном счете, такая корпоративная экополитика, основанная на российских и международных стандартах, должна способствовать формированию «сферы разума» (ноосферы, по В.И. Вернадскому), сохранив нашу биосферу для потребностей будущих поколений и как естественную основу их жизни.

Именно такая экополитика и формирует стратегию дочерних компаний группы «Газпром» в регионах страны в кратко- и долгосрочной перспективе. Не последнее место в ней отведено и механизму ее реализации в части «активного взаимодействия со структурами гражданского общества…» на основе информационной открытости в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Это касается:

- обеспечения доступа широкой общественности к экоинформации;

- публикаций в местных СМИ, на своих сайтах экологических обязательств, ежегодных отчетов и докладов, нормативных документов;

- проведения общественных слушаний, встреч по вопросам реализации газовых проектов и рекультивации.

Как известно, экологическая общественность уже более 10 лет пытается реализовать свое конституционное право, закрепленное федеральными законами, на информацию по эколого- и природоохранным вопросам безопасности газового проекта в части строительства газопровода и его экоконтроля с рекультивацией. А теперь – и планов дальнейшей газификации Камчатского края с наращиванием прироста газовых запасов, бурения новых скважин, в т. ч. на шельфе.

Казалось бы, сегодня для камчатской общественности больше нет оснований для беспокойства, если только по браконьерству на лососевых реках, пересекаемых трассой газопровода.

Но с момента возобновления строительства (с 2008 года) мы стучимся в закрытые двери камчатских, хабаровского и московского газовых офисов.

Чтобы не быть голословными, приведем некоторые примеры.

Безответные попытки нашего сотрудничества

12.02.2009 года было отправлено письмо в адрес РПУ ООО «Газпром инвест Восток» для подготовки варианта протокола намерений с нашими предложениями: публикаций на портале «Бизнес и политика Камчатского края» материалов по ходу строительства МГ и его рекультивации, ее сроках; организации и проведения общественного экоконтроля строительства (по согласованию с газовиками); совместной подготовки и проведения круглых столов, слушаний и т. п.

Еще одно письмо было отправлено в эту же организацию (вход. № 1 744) с запросом на экологическую информацию на один из участков трассы МГ, где проводился общественный экомониторинг. Направлялось письмо и в адрес ЗАО «ЛОРЕС» – проектировщика МГ под крылом ОАО «Газпром промгаз» (вход. № 102) с запросом по экологии трассы МГ. Почему же камчатские и хабаровские специалисты из ООО «Газпром инвест Восток» так относятся к нашему праву на экоинформацию, которое закреплено в ряде федеральных законов?

Например:

- «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) в части получения полной и достоверной информации о ее состоянии в местах своего проживания;

- «О государственной тайне» (от 21.07.1993 г. № 5485-1), по которому сведения о состоянии экологии не подлежат засекречиванию;

- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ), который не ограничивает наш доступ к информации по состоянию окружающей среды.

Все это происходит, несмотря на заявления последних 3-х лет первых лиц государства (Д. Медведева и В. Путина) о том, что экологическая политика – неотъемлемый компонент национального развития, а «экология – это, по сути, вопрос экономики». Вот бы и обсудить дальнейшие вопросы экобезопасности и комплексного мониторинга газификации края в рамках соглашения о сотрудничестве между Газпромом и правительством Камчатского края, проекты разработки месторождений, в т. ч. на шельфе; строительства межпоселковых газопроводов и газораспределительных внутрипоселковых и городских сетей до начала этих работ.

Откроем ли «задвижку гласности» на трубе?

Как известно, важнейшими элементами экологической защиты газовой трубы при строительстве и транспортировке газа являются линейные краны с двусторонней продувкой для безопасной подачи газа. Они расположены через каждые 30 км трассы МГ, перед и после двухниточных переходов МГ через крупные реки.

Увы, информационной продувки МГ пока не получилось. А линейная запорная аппаратура на последнем километре трассы МГ была надежно закрыта для потока гласности почти до самого торжественного пуска МГ в работу.

Но не пора ли ее открыть, продув трубу, для потока экологической информации до наших сограждан?

Вадим ДМИТРИЕВ, Петровская академия наук и искусств, КРО «Русское географическое общество», «Экошельф Камчатки».