Газета «Рыбак Камчатки»

Камчатцы стали больше пить пива

За последние 5 лет число организаций розничной торговли увеличилось с 969 с 1 января 2007 года до 1115 на 1 января 2011-го. Доля их – 10% от общего числа предприятий в крае.

На 1 января 2011 года здесь зарегистрировано более 5 000 индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих деятельность в розничной торговле. Их число по сравнению с 2006 годом возросло в 1,7 раза. Доля ИП, зарегистрированных в крае на 1 января 2011 года с видом деятельности «розничная торговля», составляла 39% от общего числа ИП.

По состоянию на 1 января 2011 года на территории края действовало 11 розничных рынков, из них 7 – универсальных и 4 – специализированных (на 1 января 2010 года, соответственно, 8 и 3). 91% розничных рынков находится в частной собственности.
Среднегодовая численность занятых в организациях розничной торговли в 2010 году составила 4576 человек – 3,6% от общей численности работников, занятых в экономической деятельности.

Среднемесячная номинальная заработная плата их по сравнению с 2009 годом выросла на 11,3% и составила 20251 рубль – 87% в целом по краю.

В 2010 году оборот розничной торговли составил 33640,3 млн. рублей – 103,1% к уровню 2009 года и 143,3% 2005-го.

За 2010 год населению края реализовано пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия на 19747,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 4,2% выше уровня 2009 года. Непродовольственных товаров – на 13893,0 млн. рублей – на 1,6% больше, чем в 2009 году.

В структуре оборота розничной торговли края преобладают пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия (58,7%). Доля непродовольственных товаров с 2008 года ежегодно снижалась с 43,3% в 2008 году до 41,3% в 2010-м.
В структуре формирования оборота по формам торговли сохраняется тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках и ярмарках с 18,1% в 2006 году до 13,8% в 2010 году. В целом по ДВФО данный показатель составлял – 8,9%, поРоссии – 12,5%.

Населением края в 2010 году основная часть потребительских товаров приобреталась в торгующих организациях, на розничных рынках совершалась лишь каждая седьмая покупка. В то же время такие товары, как чулочно-носочные изделия, обувь кожаная, верхняя одежда, одежда из меха население края предпочитало приобретать на розничных рынках (от 45 до 96% от всех покупок по данной группе товаров).

Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2010 году более 60% всего оборота розничной торговли.

В расчете на одного жителя края за 2010 год было реализовано потребительских товаров на 104,6 тыс. рублей, что в сопоставимой оценке на 8,8 тыс. рублей или на 9,9% больше, чем в 2009 году. В 2010 году среднедушевая продажа в Камчатском крае была на 10,6 тыс. рублей ниже, чем в среднем по России.

Реализация алкогольных напитков в крае в пересчете на абсолютный алкоголь за 2010 год увеличилась по сравнению с 2009 годом на 1,4% и составила 400,9 тыс. декалитров.

В структуре оборота алкогольных напитков и пива (в абсолютном алкоголе) сохраняется тенденция снижения доли крепких напитков с 73,9% в 2005 году до 61,9% в 2010-м и увеличения доли пива, соответственно, с 14,9% до 24,2%.

В 2010 году в среднем каждый житель края выпивал 17,3 литра водки и ликероводочных изделий, 7,8 литра виноградных и плодовых вин, 3,5 литра шампанских и игристых вин, 1,8 литра коньяка и 77,5 литра пива. При этом, если продажа на душу населения водки и ликероводочных изделий по сравнению с 2005 годом снизилась на 4,8 литра, то пива увеличилась на 28,5 литра.

В 2010 году (по данным ежеквартального обследования) для организаций розничной торговли в целом сложилась достаточно благоприятная конъюнктура. В течение года ни один из руководителей не оценивал экономическую ситуацию своей организации как «неблагоприятную».

Уровень торговой наценки в среднем составлял 44% – на один процентный пункт выше, чем в 2009 году.
В качестве негативных факторов, ограничивающих деятельность организаций розничной торговли в IV квартале 2010 года, опрошенные предприниматели назвали высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (80% от общего числа опрошенных), недостаточный платежеспособный спрос населения, недостаток финансовых средств и высокие транспортные расходы (по 60%), высокий уровень налогов (40%).

Камчатстат.