Основным информационным инструментом для Росрыболовства является отраслевая система мониторинга (ОСМ), созданная в конце 1990-х гг. Ее идеология и технические решения закладывались тогда же, исходя из возможностей и задач десятилетней давности. За это время в управлении отраслью произошли кардинальные перемены, начиная с принятия закона о рыболовстве и последовавшей за ним лавины нормативно-правовых актов, регулирующих эту деятельность. В какой-то момент стало ясно, что ОСМ уже не справляется с новыми вызовами и необходима глубокая модернизация всей системы.
Первым шагом на этом пути стала разработка и внедрение подсистемы «Разрешения». В рамках взаимоотношений рыбака и государства разрешение – это, пожалуй, главный документ, дающий право на добычу ВБР. Отсутствие разрешения на судне – уже повод для привлечения капитана и судовладельца к ответственности. Это рабочий инструмент территориальных управлений Росрыболовства, позволяющий им регулировать промысел. Они и регулировали – каждое в зоне своей ответственности, выписывая разрешения и направляя их время от времени в положенные сроки в Москву. Что при этом происходило у соседей, узнать было затруднительно, да и занимало немало времени.
Целостной картины по выписанным (и аннулированным) разрешениям и по ситуации на промысле не было как на местах, так и в столице. Центральный аппарат Росрыболовства с большим отставанием получал данные из подготовленных теруправлениями отчетов, не понимая, насколько они соотносятся с реальной жизнью, и не имея возможности оперативно вмешаться в ход промысла в те моменты, когда это требовалось. Тогда на помощь пришли современные технологии. При участии специалистов ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» Федеральное агентство по рыболовству разработало подсистему «Разрешения», которая открыла доступ к информации обо всех выписанных разрешениях, внесенных в отраслевую систему мониторинга. Аналитики получили, наконец, возможность сравнивать отчеты с фактическим выловом в режиме реального времени, выявляя и пресекая нарушения, которые раньше было практически невозможно обнаружить и доказать.
«Внедрение подсистемы «Разрешения» сразу снимает вопрос об обмене информацией между теруправлениями о выданных разрешениях, а также облегчает поиск нарушений. Ведь зачастую, когда судно осуществляет промысел одного и того же объекта в зонах ответственности разных ТУ, возникает очень сложная с точки зрения контрольно-надзорных мероприятий ситуация. Как определить, что улов был действительно добыт там, где это декларируется, и именно в таком количестве? Неужели нужно запрашивать данные о разрешениях по всем теруправлениям? Только на Дальнем Востоке их пять, за время проведения контрольных мероприятий не всегда было возможно оперативно получить все необходимые данные», – рассказывает начальник ФГУ «ЦСМС» Максим Санько.
Централизация в первую очередь позволила избежать таких ситуаций. Подсистема «Разрешения» в этом смысле стала настоящей палочкой-выручалочкой не только для сотрудников Федерального агентства по рыболовству, но и для пограничников, а также других контролирующих органов, у которых есть доступ к ОСМ. Теперь инспектор может сразу проверить в единой базе, какой объем конкретное судно выбрало по данному разрешению и не превышен ли лимит.
«Дело в том, что технология отраслевой системы мониторинга – это технология информационных узлов. Каждый информационный узел представляет собой базу данных с определенным срезом информации и с неким набором программного обеспечения. Узлы связаны между собой, их количество в настоящее время приближается уже к шестидесяти. Они разбросаны по всей стране – в теруправлениях и подведомственных организациях Росрыболовства, в подразделениях ФСБ и МВД, в научных учреждениях. Ведомства получают информацию в зависимости от того, какие у них права. Но у пограничников есть полный доступ к информации, они видят все данные, в том числе и по разрешениям», – объясняет замначальника ЦСМС Борис Кричевец.
По его словам, в ближайшее время такой же узел будет установлен в Управлении контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства. Его сотрудники смогут наблюдать за ходом рыбалки в основных рыбохозяйственных бассейнах. Пока же им приходится опираться на данные, предоставленные Центром мониторинга.
Что касается пользователей водными биоресурсами, то до поры до времени они особой разницы не заметят. Между тем подсистема уже внедрена во всех теруправлениях Дальнего Востока – в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Магадане, а также в Мурманске и Калининграде. Сейчас комплекс работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации и дублируется традиционной схемой документооборота, чтобы дать время персоналу освоиться и привыкнуть к новым алгоритмам. Кроме того, в ходе испытаний могут обнаружиться скрытые ошибки и недочеты, которые нужно будет устранять.
Неохваченным пока остается юг – теруправления Волжско-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов. В этом году ФГУ «ЦСМС» планирует распространить «Разрешения» и на них. Тогда можно будет говорить о разворачивании полноценной промышленной эксплуатации. Являясь частью отраслевой системы мониторинга, подсистема аккумулирует данные по морскому рыболовству – проект по пресным водоемам еще только разрабатывается.
Этим летом версия подсистемы «Разрешения», установленная в теруправлениях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, пройдет настоящую проверку боем в ходе лососевой путины. Справедливости ради надо сказать, что первые попытки ее запуска предпринимались и в прошлом году, но сейчас все гораздо серьезней.
«Особенность лососевой путины – отсутствие активных орудий лова: промысел ведется без использования судна ставными или закидными неводами, поэтому такого ценного источника информации, каким являются ССД, у нас в данном случае не будет. Контроль осуществляется путем сравнения выданных разрешений по рыбопромысловым участкам и данных оперативной отчетности. Предприятия на путине обязаны отчитываться каждые пять дней. Такой короткий срок сразу позволяет следить за соответствием объема, указанного в разрешении, и улова, который выгружается на берег», – раскрывает специфику промысла начальник ФГУ «ЦСМС».
Конечно, вряд ли стоит ожидать, что пользователь выберет свои объемы всего за пять дней. Как ни скоротечна красная путина, лосось идет в течение нескольких месяцев. Задействуя подсистему «Разрешения», территориальные управления могут отслеживать темпы добычи рыбы отдельными компаниями и усиливать контроль в случае их приближения к потолку освоения. В то же время в ситуациях, когда квоты выбраны на 80-90%, а наука прогнозирует, что подходы рыбы еще продолжатся, эти данные могут стать основанием для принятия оперативного решения о продлении промысла либо увеличении лимитов.
Чтобы лучше раскрыть все возможности программного комплекса, с сотрудниками теруправлений провели тренинги по работе с системой. «Для того, чтобы регламент работал в электронном виде, сначала надо научить людей работать с бумажной версией. Хотя информацию мы собираем в электронном виде, само разрешение пока еще выдается на бумаге. Нужно привыкнуть к правильному заполнению формы, иначе цена любой ошибки, а следовательно, и ответственность оператора при вводе данных в систему возрастет многократно, – считает Максим Санько. – Только когда у теруправлений уже не будет вопросов по выдаче бумажных разрешений с использованием подсистемы ОСМ, мы сможем перейти на следующий этап – к выдаче электронного разрешения».
Впрочем, это будет уже совершенно другой класс задач. Пусть соответствующая технология создана и проверена, но для ее внедрения потребуется выполнить несколько условий. Так, в нормативно-правовой базе должны быть отражены не только понятия об электронной отчетности, но и зарегламентированные определенным образом электронные отношения государства в лице Росрыболовства и рыбаков как пользователей ВБР. Нужно ввести понятие электронной формы промыслового и технологического журналов, электронных разрешений, электронной промысловой отчетности и их статуса, в том числе и в нормативных актах, определяющих межведомственное взаимодействие.
С одной стороны, отсутствие бумажного документооборота приведет к повышению требований к надежности хранилищ данных и к защите информации. Потому что ее потеря или фальсификация чревата полной дезориентацией всей рыбной отрасли. Потребуются более совершенные каналы связи и резервные центры обработки данных. В рамках концепции совершенствования и модернизации ОСМ эти мероприятия предусмотрены, однако о конкретных сроках их реализации говорить пока рано. На другой чаше весов – преимущества, которые сулит внедрение электронной отчетности. Здесь и прозрачность с точки зрения выполнения контрольно-надзорных функций, и сохранение рыбных запасов, благодаря рациональному управлению, и сокращение непроизводственных издержек для рыбаков, а следовательно, рост экономической эффективности бизнеса.
Проблем и препятствий на пути к электронному документообороту предостаточно, но руководитель Центра мониторинга рыболовства и связи не теряет оптимизма: «Есть основания предполагать, что у нас будут возможности завершить внедрение подсистемы «Разрешения» уже в этом году, а со следующего года полноценно работать с нею. В свою очередь «Разрешения» являются фундаментом для следующего этапа – электронных разрешений, введение которых неразрывно связано с переходом к электронному промысловому журналу».
Руководитель Амурского территориального управления Росрыболовства Виктор СТАМБАКИО:
- В соответствии с приказом руководителя Росрыболовства мы приступили к внедрению в нашем теруправлении подсистемы «Разрешения». Эта программа, прежде всего, разрабатывается для удобства осуществления контроля по выдаче разрешений пользователям и обмена информацией между региональными подразделениями и центральным аппаратом ведомства. Пока подсистема проходит обкатку и не заменяет стандартные формы отчетности.
Сегодня эта программа уже установлена и специалисты Амурского теруправления осваивают ее на практике. Но, как и в любом нововведении, тем более в программном обеспечении, приходится сталкиваться с определенными недоработками. В этом случае мы всегда связываемся с сотрудниками ЦСМС, сообщаем им об ошибках, недочетах в программе, которые требуют исправления.
Сейчас нам предстоит опробовать ее и на лососевой путине. Правда, стоит учитывать, что хотя Хабаровский край – достаточно большой регион, лосося здесь все-таки добывают не в таких количествах, как в других дальневосточных субъектах. Но все же после завершения путины можно будет делать определенные выводы о работоспособности подсистемы «Разрешения».
Пока нельзя сказать, что программа является рабочей на все 100%. Но, уверен, когда будут произведены все необходимые доработки, она будет работать, как часы.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»