Газета «Рыбак Камчатки»

Причины гибели «Аметиста» ищут следователи

Камчатским следственным отделом Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета все-таки возбуждено уголовное дело по факту исчезновения СТР «Аметист».

Напомним, принадлежавший КамчатНИРО траулер в январе этого года вел промысел крабов в Охотском море. 11 февраля судно перестало выходить на связь с контролирующими организациями и близлежащими судами. «Аметист» вместе с 23 членами экипажа бесследно исчез.

Поисковые работы начались спустя почти двое суток, поскольку сообщение о происшествии поступило в Камчатский морской спасательно-координационный подцентр лишь вечером 12 февраля. К поискам привлекали вертолеты, самолеты и суда, находящиеся на промысле в районе исчезновения «Аметиста». За время работ удалось обнаружить два спасательных надувных плота и восемь буев от крабовых ловушек. С 1 марта активные поиски были приостановлены.

Комиссия, расследовавшая причины происшествия, пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной исчезновения траулера «является потеря остойчивости, как следствие – опрокидывание судна и его затопление». 15 марта Камчатский следственный отдел принял решение отказать в возбуждении уголовного дела, поскольку не было возможности установить, что именно стало причиной исчезновения «Аметиста».

И вот сейчас, спустя почти 5 месяцев, рассказал руководитель Камчатского следственного управления Антон Артеменко, по совокупности данных и дополнительных материалов было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности и эксплуатации водного транспорта). Обвиняемых и подозреваемых в деле пока нет – следствие «откатилось» назад и находится в начальной стадии. Хотя ранее была проделана большая работа, ее результаты зафиксированы в 8 томах. Благодаря, в том числе, и этой работе появились основания облечь собранные материалы в форму уголовного дела.

Поиск членов экипажа идет по прежней схеме, говорит Антон Артеменко – следственные органы по-прежнему ориентируют все суда и порты на поиски предметов и (вероятно) тел рыбаков.

1 июня гидрографическое судно Тихоокеанского флота нашло в заливе Шелехова подводный объект, похожий очертаниями на пропавший траулер «Аметист». Находка размером 45 на 9 метров обнаружена на глубине 245 метров в 11 километрах от той точки, где в последний раз достоверно позиционировался пропавший траулер. Но исследовать его не получилось. Батискаф со специальной видеоаппаратурой, который находился на борту отправившегося в эту точку научно-исследовательского судна, оказался неисправным. У родственников рыбаков с «Аметиста», пришедших 1 августа к крыльцу краевого правительства, складывается впечатление, что большого желания найти траулер нет. То денег не было, чтобы спустить батискаф на дно, то он сейчас, вдруг, сломался. Вскоре в районе пропажи «Аметиста» начнется сезон штормов, что сильно осложнит работу. Но это мнение ошибочно, считает Антон Артеменко. Следственные органы очень заинтересованы в осмотре судна, и готовы его результаты приобщить к делу и учесть при расследовании. К сожалению, у следствия нет ни средств, ни возможностей самостоятельно провести такую операцию. Хорошо, что удается к такой работе привлекать научные суда. Но оснований говорить о том, что батискаф был сломан специально, у следственных органов нет.

Почему никто не рассказывает родственникам моряков о ходе следствия? Эта работа носит конфиденциальный характер, говорит Антон Артеменко, и рассказывать о ходе следствия просто незаконно. Как только появятся сведения или решения, о которых можно сказать, родственники моряков с «Аметиста» будут уведомлены об этом.

Уголовное дело было заведено 25 июля. Законом отводится 2 месяца на его расследование. В случае необходимости этот срок может быть продлен.

Максим ТРУШ.