БМРТ «Генерал Трошев» готов выйти на промыселПреображенская база тралового флота открыла новую эпоху в современной истории рыбопромышленного комплекса страны. Впервые за долгие годы российская компания взялась за постройку крупнотоннажного судна и, несмотря на все сложности, довела дело до конца. |
Торжественная церемония передачи БМРТ заказчику состоялась 19 августа. Судно нарекли в честь Героя Российской Федерации генерала Геннадия Николаевича Трошева, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане. Помимо представителей органов власти, руководства Преображенской базы тралового флота и Черноморского судостроительного завода на торжественном мероприятии присутствовала и дочь легендарного генерала.
По словам заказчика, председателя Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергея Саксина, новое судно – БМРТ «Генерал Трошев» – оснащено самым современным высокотехнологичным оборудованием. Это касается и тралового комплекса, и холодильных установок, и рыбоперерабатывающих линий. «Планируемый выпуск готовой продукции максимальный – 150 тонн в сутки. В связи с тем что ПБТФ переходит на новые, более современные условия работы и постепенно отказывается от пароходов типа «плавзавод», мы надеемся, что данное судно позволит нам более эффективно использовать те виды биоресурсов, на промысле которых мы работаем. Судно может выпускать и филе, и безголовку, и другие виды продукции, которые мы до сегодняшнего момента даже не имели возможности производить», сообщил РИА Fishnews.ru Сергей Саксин.
БМРТ «Генерал Трошев» предназначен для промысла рыбы посредством донного и разноглубинного траления. Судно построено на класс Российского морского регистра судоходства и имеет неограниченный район плавания.
Проектная скорость траулера – 14,3 узлов, водоизмещение – 5715 т. Длина судна составляет 104,5 м., ширина – 16 м., высота борта – 10,2 м., дедвейт – 1757 т.
На борту установлены современные средства навигации и коммерческой связи. Автономность плавания траулера – 70 суток.
Готовая мороженная продукция хранится в двух трюмах при температуре -28°С и может передаваться в море на транспортные рефрижераторы либо доставляться непосредственно в порт. Основная энергетическая установка судна – дизель-редукторный агрегат номинальной мощностью 6800 э.л.с. В качестве главных двигателей установлены два дизеля, изготовленные по лицензии фирмы Pielstick.
В соответствии с новыми международными стандартами, судно оборудовано специальной санитарной пропускной зоной с женской и мужской раздевалками, тамбуром-шлюзом и рукомойниками с бесконтактным электронным управлением.
Экипаж траулера – 96 человек. На судне есть 2 блок-каюты, 12 одноместных, 33 двухместных, 43 четырехместных каюты, а также кают-компания и столовая экипажа.
По словам генерального директора Черноморского судостроительного завода Валерия Калашникова, с распадом Советского Союза и началом стагнации судостроительной промышленности Украины производство серии БМРТ пр.1288 было остановлено. «У заводской набережной стояло пять траулеров в разной степени готовности. Заказ № 615 со временем приобрела и самостоятельно достроила зарубежная компания, а суда с заводскими номерами 616, 617, 618 и 619 оказались на многие годы прикованными к причалу.
Создалась парадоксальная ситуация: эти суда весьма успешно работали во всех уголках мирового океана, по высоким ценам продавались на вторичном рынке, а новострои, для которых Проектно-конструкторский центр «ЧСЗ» разработал несколько инновационных проектов модернизации, оставались невостребованными.
После смены собственника завода, в 2007 году специалисты предприятия проработали ряд предложений от потенциальных заказчиков. Наиболее реальным и интересным для «ЧСЗ» оказалось предложение российского ОАО «Преображенская база тралового флота», уже владеющего БМРТ пр. 1288 «Бухта Преображения». Хорошо зная достоинства судов этого типа, наши партнеры перед заключением контракта в 2008 году захотели только проверить состояние корпусов запланированных к приобретению заказов № 616 и № 617. Они оказались в отличном состоянии – стоянка в пресной воде Южного Буга и, естественно, качество работы николаевских корабелов предопределили высокую степень сохранности траулеров. Поэтому мы «пожали руки» и приступили к работе на заказе.
Что касается опыта сотрудничества с ПБТФ, то мы, безусловно, оцениваем его как положительный. Конечно, долгие годы завод не строил полнокомплектные суда, и было сложно восстановить опыт кооперации с подрядчиками и поставщиками оборудования. Но совместными усилиями сотрудничество было налажено», – прокомментировал завершение строительства генеральный директор ЧСЗ Валерий Калашников.
Запасы прочности и надежности, отличающие проекты разработанных в советское время БМРТ, сегодня могут показаться избыточными, но, как показал опыт достройки «Генерала Трошева», гарантируют большой эксплуатационный ресурс и возможности глубокой модернизации. В итоге суточную выработку рыбной продукции удалось поднять с 50 до 150 тонн, рыбной муки – с 7 до 17 тонн. Установлены средства поиска и контроля лова рыбы, новый траловый комплекс с увеличенной мощностью траловых и кабельно-вытяжных лебедок.
Сейчас БМРТ проходит заключительные ходовые испытания и таможенное оформление. «Основная проблема, – отметил Сергей Саксин, – это как раз таможенное оформление по нормам сопредельного с нами государства – Украины. Но мы надеемся, что к началу минтаевой экспедиции это судно мы уже увидим у нас в Охотском море на промысле.
«ПБТФ» намерена и дальше продолжать постепенное обновление своего флота. И конечно нам жаль, что сегодня в России мы не можем строить или достраивать крупнотоннажные суда, так как не имеем в лице отечественных верфей надежного партнера. Но тем не менее основной курс компании – это обновление флота, замена его на более эффективный».
Председатель Совета директоров ОАО «ПБТФ» также выразил надежду, что срок строительства следующих крупнотоннажных траулеров этого проекта Черноморскому судостроительному заводу удастся сократить до 1 года. «С момента подписания договора до спуска нашего судна прошло практически два года. Раньше они такие суда строили довольно часто и все БМРТ данного проекта были построены на Черноморском судостроительный заводе. Теперь можно говорить о том, что коллективом завода накоплен новый опыт, который, я думаю, будет способствовать сокращению сроков. Уменьшение продолжительности строительства до года будет положительным фактором в перспективе не только для нас, но и для всех последующих компаний, которые захотят обновить свой флот».
В данном случае «ПБТФ» выступила в роли первопроходца: дальневосточная компания построила для себя фактически головное судно новой серии. По мнению главы «Преображенской базы тралового флота», на предприятии принято действовать в соответствии с перспективными планами развития. «У нас готова программа на ближайшие пять лет. Сейчас мы ее корректируем, расширяем горизонты планирования до десятилетнего периода. И в рамках этого десятилетнего плана нам придется переходить на новые, с учетом требований времени, виды промысла, переходить на эксплуатацию более совершенных рыбопромысловых судов».