Встреча рыбаков и пограничниковРыбопромышленники Камчатки продолжают испытывать проблемы при работе по постановлению правительства Росси № 560, которым установлены Правила получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы России российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биоресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе РФ. Этот документ снова стал причиной непростого разговора на встрече представителей рыбацких компаний и пограничников Северо-Востока, которое состоялось 25 августа, и было посвящено обсуждению хода лососевой путины. |
Проблемы с пересечением границы продолжаются
На этот раз со своей болью на заседании выступил представитель колхоза «Ударник» А.Я. Ерошенко. Дело в том, что на протяжении месяца предприятие не могло найти подходы к решению проблемы сдачи на береговой завод рыбы, находящейся на борту их же МРТР «Соргу».
Чтобы понять, откуда «растут ноги» у проблемы, надо вернуться на несколько месяцев назад. Еще в мае на судно было наложено административное взыскание за 6 случаев нарушения границы, хотя капитан «Соргу», следуя сложившейся практике, своевременно давал в адрес пограничников радиограммы о том, что выходит за пределы территориальных вод – слить льяльные воды. Чтобы больше не нарушать закон, колхоз по совету пограничников оформил судну разрешение на неоднократное пересечение границы согласно 560-му постановлению. Как оказалось, говорил А.Я Ерошенко, вместе с таким разрешением предприятие получило уже другую проблему «на свою голову». Вместо Караги в документе в качестве пункта, где можно проходить пограничное оформление судна, значилась Оссора (на восточном побережье есть еще только один пункт, где располагаются пограничные власти – Петропавловск, но направлять туда судно для оформления пограничниками из Карагинской подзоны никто не будет – себе дороже). И когда колхоз «Ударник» попросил пограничные власти позволить судну, оформившись где и как положено, и не пересекая границу зайти в бухту Карага к заводским причалам для выгрузки уловов, предприятию было на вполне законных основаниях отказано: написано в разрешении «Оссора», значит там и должна проходить выгрузка, а не в Костроме или Караге. Причем, существует региональный документ, определяющий места выгрузки уловов не только на территории Петропавловского морского порта и в границах его портпунков, но и в местах фактического расположения причальных сооружений рыбопромышленных предприятий Камчатки, осуществляющих рыболовство. Но федеральный орган (Северо-Восточное пограничное управление) почему-то не учел региональную нормативно-правовую базу.
- Получается какой-то бред, – говорил представитель колхоза «Ударник». – В Караге существует градообразующее предприятие, поселок, рыбообрабатывающий завод, холодильные установки. Тем не менее, судно не имеет права зайти сюда и выгрузить продукцию. Дали предприятию лимиты на 10 лет – работай, но не имеешь права завезти рыбу в Карагу.
«Соргу» выработало продукцию, и настал момент ее сдавать. Но сложилась совершенно немыслимая ситуация, при которой невозможно просто обогнуть мыс и доставить продукцию на свой рыбообрабатывающий завод.
Перед предприятием встал вопрос – что делать? Выгрузить рыбу в Оссоре и везти посуху в Карагу – но при состоянии камчатских дорог нетрудно представить, в каком виде она доедет до завода. Была идея выгрузить продукцию на перегрузчик, который работает с прибрежниками, а уж он потом завезет ее в Карагу. Но сложно представить, что какой-нибудь транспорт сорвется с экспедиции, чтобы забрать 50 тонн (а именно столько помещается в трюмах «Соргу») у отдельного судна. Вариант перегрузки на плашкоут, принадлежащий колхозу, тоже не прошел – вывести его далеко от берега сложно из-за погодных условий. К тому же он не оборудован холодильными установками, и пока рыба будет перегружаться сначала на него, а потом на завод, она просто разморозится и испортится.
Выход был все-таки найден – в Карагу был направлен пограничный наряд, и судно оформлено как при форс-мажорных обстоятельствах.
Но это было сделано только в отношении конкретного предприятия и один раз. Вопрос надо решать системно, поскольку в подобной ситуации могут оказаться и другие предприятия. Ведь сейчас на Камчатке активно развивается береговая обработка, и в различные поселки побережья полуострова надо возить рыбу, материалы и оборудование. Хорошо, если предприятие расположено недалеко от пункта пропуска. А если до него 100-200 км? Тогда вообще встает вопрос об эффективности его работы и перспективах на выживание.
Хорошо, что сейчас пограничники пошли навстречу предприятию и оформили судно по форс-мажору. Но это разовый случай. Поэтому надо изменять само 560-е постановление правительства, сказал присутствовавший на заседании краевой министр рыбного хозяйства В.М. Галицын: «Необходимо добиться, чтобы в Москве было проведено совещание с участием рыбопромышленников. Чтобы люди, имеющие практический опыт реализации этого постановления, рассказали тем, кто пишет подобные документы, какие необходимы изменения». Эта же проблема будет озвучена и на предстоящем в начале сентября ДВНПС. Нужно также увеличивать количество сезонных портпунктов на побережье. Работа эта идет и есть надежда, что завершится успехом, заверил Владимир Галицын.
Лососевая путина завершается
На заседании также обсуждался ход лососевой путины 2011 года. По словам В.М. Галицына, к 25 августа поймано более 241 тыс. тонн лососевых видов рыб. По данным науки, за время наблюдений с 1906 года таких уловов не отмечалось. Но путина подходит к завершающей стадии. Осталось выловить немного кижуча и нерки. К 15 сентября можно говорить об окончании промысла и подводить первые итоги.
Были и «ложки дегтя» во время путины. По словам депутата краевого заксобрания В.И. Обухова, в погоне за выловом некоторые предприятия нарушали технологию и привозили во Владивосток недомороженную рыбу. Здесь ее приходилось домораживать, что отрицательно сказывалось на качестве. Приходилось сталкиваться и с административными барьерами. Но все же одно из главных достижений этой путины заключается в том, что удалось при большой добыче рыбы и ее переработке удалось не «обрушить» цену на продукцию, как это было в предыдущие годы, когда все усилия добытчиков и переработчиков чуть не пошли прахом. Сейчас же цена на рыбу довольно высока, благодаря этому предприятия рыбопромышленного комплекса Камчатки получают возможность жить и развиваться.
Пограничники также продолжали стоять на страже рыбных богатств Камчатки. Совместной группой в районе реки Половинка были обнаружены три человека, которые вели незаконный промысел лососей запрещенными орудиями лова (они изъяты и уничтожены). На нарушителей наложен штраф.
С использованием вертолета ФСБ России проведено совместное оперативно-профилактическое мероприятие в устье реки Налычева, в ходе которого были обнаружены ставные сети на закрытом участке реки Островная. Они изъяты и уничтожены.
Очередную встречу рыбопромышленники и пограничники договорились провести в сентябре. На ней они планируют подвести итоги лососевой путины.