Севморпуть не становится доступнееТР «Коммунары Николаева» 4 сентября покинул Санкт-Петербург. Судно уже ждут в Беринговом море на промысле минтая, но прохождение Севморпути в обратном направлении до сих пор под вопросом – подвижек в тарифах для судов рыбопромыслового флота по-прежнему нет. |
8–9 сентября после завершения бункеровки из санкт-петербургского порта вышел и транспортный рефрижератор «Капитан Пряха». Оба судна проследуют в обратном направлении в балласте – времени дожидаться подходящего груза не осталось. 14 сентября транспортный рефрижератор «Коммунары Николаева» планирует подойти к Карским воротам, где берет начало Северный морской путь, но дальнейший маршрут до сих пор остается под вопросом.
«Мы отправили в Атомфлот письмо относительно величины тарифов по услугам для рыбопромыслового флота, запрос передан в Федеральную службу по тарифам, но пока никакого официального ответа мы не получили», – сообщил начальник службы эксплуатации флота судоходной компании ООО «Дальрифер» Дмитрий Веселов.
Запасной вариант возвращения в дальневосточные моря у судовладельца есть – окружным путем через Панамский канал, что вдвое увеличит время следования. Однако рыба ждать не будет: в Беринговом море на промысле минтая находятся траулеры ОАО «ПБТФ» – «Бухта Преображение» и «Капитан Колесников», к которым ТР «Коммунары Николаева» должен подойти на перегруз в районе 26 сентября.
Как уже сообщалось, доставка арктическим маршрутом 4 725 тонн лосося в Северную столицу на теплоходе «Коммунары Николаева» обошлась в 6 137 759 рублей с учетом НДС. За второе судно сумма будет еще больше, поскольку «Капитан Пряха» перевез примерно на 150 тонн рыбы больше. Вместе с тем, вручая в порту Санкт-Петербурга медали «За заслуги в развитии рыбного хозяйства России», руководитель Росрыболовства Андрей Крайний назвал завершившийся рейс знаковым. «Маршрут Северным морским путем представляется наиболее удобным, наиболее быстрым и наиболее экономичным. Это попытка расшатать систему, которая сложилась», – отметил глава ФАР.
Тогда же Андрей Крайний сообщил, что Росрыболовство уже предприняло определенные шаги, чтобы убрать несправедливый перекос. «Я провел переговоры, очень сложные и долгие, с Федеральной службой по тарифам, с главой Росатома Сергеем Кириенко, с замминистра транспорта Виктором Олерским, с гендиректором Атомфлота Вячеславом Рукшей. Все сошлись на том, что тарифы будут пересмотрены. Вполне может быть, что даже на этот рейс тариф будет пересмотрен в сторону уменьшения, а на будущие рейсы на будущий год, я полагаю, нам удастся раза в четыре снизить тарифы на провозку Северным морским путем», – поделился оптимистичными планами руководитель ФАР.
К сожалению, до сих пор каких-то реальных подвижек в этом вопросе не произошло.
«Мы являемся в этом деле первопроходцами, по Севморпути до нас рыбу не возили, поэтому даже в приказе Федеральной службы по тарифам РФ № 337-т/9 рыба относится к “прочим” грузам и подпадает под тариф в 1 048 рублей за тонну», – прокомментировал ситуацию председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин. Для сравнения, по тому же перечню тарифов, перевозка нефти или нефтепродуктов обойдется всего в 530 рублей за тонну, а лесоматериалы круглые оцениваются и того дешевле – в 118 рублей за тонну.
Однако следование по Севморпути без груза обернется для судовладельца вдвое большими потерями. Согласно тому же приказу ФСТ за следующее транзитом по трассе судно необходимо оплатить сумму, исходя из 1 тыс. рублей за тонну его полного водоизмещения. В балласте полное водоизмещение «Коммунаров Николаева» составляет 12 697 тонн. Соответственно, за стремление сократить время перехода в район промысла для приемки рыбы с добывающего флота придется заплатить 12 млн 697 тыс. рублей плюс 18% НДС.
«Когда готовился этот приказ, то есть в 2006 г., никто не помышлял о доктрине продовольственной безопасности и необходимости развития внутреннего рынка рыбопродукции. Теперь времена изменились, пора менять и тарифы», – убежден Сергей Саксин.