Сегодня РК им. Ленина – это 18 единиц флота, два береговых рыбоперерабатывающих завода общей производительностью порядка 200 тонн продукции в сутки и два береговых холодильника, способных принять на хранение 8000 тонн рыбы. Это судоремонтные мастерские, собственный сетепошивочный цех, большое автохозяйство, развивающаяся сеть мелкооптовой торговли. Открыто представительство во Владивостоке.
С такими мощностями рыболовецкий колхоз, представляющий собой практически полностью автономное предприятие, загружен работой круглый год и в море, и на берегу.
ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА – ЗАЛОГ УСПЕХА ПУТИНЫ
В этом году подходы лосося к берегам Камчатки превысили даже самые оптимистичные прогнозы. По мнению председателя рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергея ТАРУСОВА, во многом своими результатами путина-2011 обязана успешной подготовке. Высокую производительность, безусловно, обеспечила «олимпийская» система добычи лосося, на которую российская отрасль перешла два года назад. «Это одно из главных условий, позволяющих избегать серьезных простоев, которые особенно мешали работе и рыбаков, и флота в начале 2000-х годов, – говорит руководитель рыбколхоза. – Ведь несколько упущенных суток с учетом скоротечности лососевой путины могут оказаться определяющими для промысловых результатов целого предприятия.
При нынешней системе организации все участники промысла поставлены в равные условия и по возможности осваивают выделенные им ресурсы. Так что сама организация путины, на мой взгляд, находится сегодня на высочайшем уровне. Именно за счет действующей системы распределения квот».
Очень оперативно, по его оценке, отработал и штаб путины. Поступающие от предприятий заявки рассматривались в течение 1-2 дней, не вызывая задержек на промысле, а значит – и на приемке сырья.
Последнее условие в этом году особенно актуально для самого колхоза: оба береговых рыбоперерабатывающих завода, находящиеся в собственности РК им. В.И. Ленина, оказались вдали от эпицентра нынешней путины, охватившей восточное побережье Камчатки, Карагинский район. Поэтому основные усилия в нынешний «красный сезон» предприятие сосредоточило на приемке сырца по договорным обязательствам.
«Результаты более чем хорошие, – отмечает Сергей Тарусов. – Если в среднем на лососевой путине рыболовецкий колхоз принимает порядка 7-8 тыс. тонн рыбы, то в этом году суда предприятия взяли на борт около 12 тыс. тонн горбуши, которую доставят во Владивосток для дальнейшей реализации».
Завершив работу на лососе, 5 судов РК им. Ленина присоединятся к основному флоту предприятия, который возвращается на промысел минтая в Берингово море и на Северные Курилы, где продолжит добычу кальмара. Еще 2 плавбазы отправятся в район Южных Курил на приемку и переработку сайры.
Не препятствовали работе на путине и контролирующие органы. «Конечно, совсем без проверок не обходится, но они выполняются в том объеме, который позволяет держать рыбаков, как говорится, в тонусе и не мешает им работать», – делится мнением руководитель предприятия. – «Вообще по подготовке нынешнюю лососевую путину я считаю лучшей за последние несколько лет. Сегодня есть понимание практически у всех структур – и у контролирующих, и у административных, – что делается общее дело. Поэтому каждый занимается своей работой, не препятствуя в этом деле другому. И результат, думаю, говорит сам за себя».
Многие рыбопромышленники связывают столь высокие результаты лососевого промысла еще и с тем, что в 2011 году из-за трагедии, постигшей японские острова, в экспедицию в российские воды вышла всего половина дрифтерного флота Японии.
Понятно, что суда заинтересованы в ценных видах лосося, но на подходе к континенту 30-40-километровые «стены смерти» поджидают все живое. «Очень часто в наши невода приходит поврежденная рыба. По оставшимся отметинам видно, что ей приходилось преодолевать жаберные сети. И такую картину мы наблюдаем из года в год, – рассказывает Сергей Тарусов. – Проблема воздействия дрифтерного промысла действительно очень серьезная: Камчатка, Сахалин ощущают это на собственных уловах».
Даже ориентируясь на средние объемы подходов лососей, можно сделать значительные выводы о масштабах влияния дрифтеров. К примеру, из 180 тыс. тонн лососевых порядка 30 тыс. тонн приходится на нерку и кету, остальное – горбуша. Соответственно, можно подсчитать: для того чтобы дрифтерным судам отсеять свои 1000 тонн, бесследно исчезнет более 5000 тонн «ненужной» горбуши.
«О реальных масштабах нам пока остается лишь догадываться, но многие (представители общественности, экологических организаций, рыбопромышленников) целенаправленно работают в этом направлении, и выводы получаются неутешительные, – продолжает председатель рыболовецкого колхоза. – Да, вопрос присутствия в наших водах японского дрифтерного флота непростой и давний, поскольку завязан на политике. Но проблема сегодня еще и в другом – почему появился российский дрифтерный флот? Прежде его работа еще как-то оправдывалась научными целями и сдерживалась минимальными объемами. Но сегодня эти суда перешли на промышленный лов и речь идет о совершенно иных цифрах. Такого быть не должно! Поэтому такой «рыбный» регион, как Камчатка, этим вопросом будет заниматься до тех пор, пока проблеме не будет найдено адекватное решение».
«Еще одна проблема ждет в порту Владивостока. С ней в летне-осенний сезон сталкиваются все дальневосточные рыбаки, и о ней мы не перестаем напоминать государству каждый год», – продолжает Сергей Тарусов. Для РК им. Ленина «красная» путина – вторая по значимости после минтаевой, но эффективность ее отработки также играет важную роль в экономике компании. Поэтому рыболовецкий колхоз не меньше остальных заинтересован в бесперебойной работе железной дороги, принимающей лососевую эстафету в приморской столице.
«Предыдущий рекордный по лососю 2009 год показал провальную в этом плане подготовку берега: не было ни рефсекций, ни береговых складских мощностей. Хотя, судя по тарифам на перевозку, которые начали стремительно расти уже с первых дней нынешней путины, опыт прошлых лет вполне может повториться. Действительно похоже на то, что за короткий срок лососевого промысла за счет рыбаков годовую выручку пытаются «отбить» все, от транспортников до коммерсантов», – заключает он.
БЕРЕГ ПРИМЕТ, БЕРЕГ ЖДЕТ
На участках РК им. Ленина, расположенных в Октябрьском районе полуострова, лов открылся лишь с 11 июля и проходил в размеренном темпе, без надрыва. Но это не особо отразилось на рабочем режиме перерабатывающих мощностей предприятия – как и всегда, приемка и обработка рыбы не прекращалась даже ночью.
«С хорошими результатами отработала в этом году береговая рыбоперерабатывающая фабрика рыбколхоза, расположенная в Петропавловске-Камчатском: за путину она приняла на переработку около 1000 тонн рыбы. Другая фабрика, расположенная в поселке Октябрьском Камчатского края, пока находится на реконструкции. Основные события в период лососевой страды в будущем году должны развернуться на западе Камчатки, поэтому уже сегодня мы начали подготовку к путине 2012 года», – пояснил Сергей Тарусов.
Обычно в период лососевой путины перерабатывающие мощности рыбколхоза, расположенные ближе всего к участкам в Авачинской бухте, заняты обработкой поступающей отсюда рыбы-сырца. «В 5 утра бригада уходит на рыбалку и к позднему вечеру возвращается с уловом: лосось прямо в прорези доставляется на обработку к причалу. Однако мощность фабрики позволяет производить порядка 50 тонн готовой продукции в сутки (это только по мороженой), поэтому рыбу сюда привозят и с участков нашей дочерней компании – ООО «Командор», расположенной на западном побережье. Дорога от невода до завода занимает всего 4 часа», – рассказывает начальник производственной службы рыболовецкого колхоза им. Ленина Владимир СЕРИКОВ.
Транспортное плечо в 200 км лосось преодолевает с легкостью и приходит на переработку в отличном качестве: из прорезей на участках он заливается рыбонасосом в изотермические контейнеры, пересыпается льдом и грузится на машину. Для сравнения: в Германии или Японии по аналогичной технологии рыба доставляется на расстояния в 1500 км, трясется в куботейнерах по 7 и более часов и в итоге по всем показателям считается свежайшим сырьем.
В колхозе тоже умеют ценить улов, поэтому в производство идет все, от головы до хвоста. «Рыбу мы делаем ПСГ (потрошеную с головой), обрабатываем внутренности – замораживаем молоки, солим икру. Высоко развито на фабрике консервное производство: из рыбы с мехповреждениями делаем всевозможные консервы, пресервы, а также заготавливаем для дальнейшей переработки. Например, пойманная сегодня нерка в зимний период отправится на копчение и в нарезку, – перечисляет виды производимой продукции директор фабрики обработки рыбы РК им. Ленина Сергей БЫКОВ. – То немногое, что остается неиспользованным в производстве, по договору отдаем для удобрения полей».
Не будет преувеличением сказать, что продукция рыболовецкого колхоза им. Ленина заслужила по-настоящему народную любовь и признание. Буквально с конвейера она поступает в продажу – фирменные магазины рыбколхоза, расположенные в Петропавловске-Камчатском, и в другие российские регионы, а также за рубеж. Неоднократно качество продукции, а значит и результат работы всего коллектива фабрики и колхоза, отмечалось медалями, специальными призами и сертификатами многочисленных российских и международных выставок.
Между тем на фабрике кипит работа: в разгар путины даже ранним утром в цехах людно и шумно – производственный процесс не прерывается ни на минуту. «Сейчас мы заканчиваем обработку рыбы, которую накануне, поздно вечером, привезла наша бригада из закидного невода с Авачинской губы, и переходим на нерку, горбушу и кету, поступившую сегодня утром на машинах из поселка Октябрьский, – рассказывает Сергей Быков, выступивший в качестве нашего экскурсовода на фабрике. – Уже прошла приемка сырца по ассортименту, весу и качеству. Сейчас рыба пойдет на разделку (выемку внутренностей, отделение икры, молок, зачистку кровяной почки). Сразу заметите, как новая партия польется серебром на разделочную линию: в зависимости от вида и даже района вылова лосось очень отличается внешне, – со знанием дела подмечает директор фабрики. – Затем рыба идет на укладку в противни и на заморозку. Через несколько часов производится выбивка замороженных блоков, их тарировка и отправка на холодильник, способный принять на хранение 3000 тонн рыбопродукции. Параллельно идет переработка сырья: посол и раскатка икры, работает «деликатеска» – цех по производству пресервов».
В перерабатывающих цехах предприятия установлено различное оборудование российского и иностранного производства, но важно, что машины позволяют обрабатывать все виды сырья. К примеру, линия для сортировки и фасовки в блок-формы камбалы и другой белорыбицы была разработана и изготовлена по заказу рыболовецкого колхоза им. Ленина приморской компанией «Технологическое оборудование». Однако универсальное оборудование, входящее в состав линии, позволяет осуществлять качественную фасовку и разделанной красной рыбы. При этом линия удобна для персонала и проста в техническом обслуживании и ремонте.
В ближайшее время руководство предприятия планирует произвести очередную модернизацию: увеличить мощности морозильного оборудования, заменить шкафы заморозки и компрессоры на новые.
«Сейчас работаем на полную мощность, на период путины даже пригласили людей из Алтайского края. На данный момент на фабрике занято 120 человек, – продолжает Сергей Быков. – Фабрика наша одновременно является и учебно-производственным комбинатом, поэтому трудятся здесь и студенты из колледжей, отраслевых техникумов, университетов, проходят практику технологи, рефмашинисты, электромонтеры… Так что мы вплотную работаем с наукой, как говорится, куем кадры. И результат выходит отличный – специалистов, прошедших нашу школу, ценят в крае очень высоко».
Обойдя цеха, завершаем экскурсию в лаборатории фабрики. «Строгие белые халаты» сопровождают поступающую на переработку рыбу на протяжении всего пути – от приемки сырья до сдачи готовой продукции, контролируют этапы хранения и отгрузки с холодильника. Но ровно в 10:00 каждый день специалисты лаборатории неизменно собираются для проведения самой ответственной и… приятной процедуры – дегустации готовой продукции, которая сможет достойно представлять РК им. Ленина на столах потребителей.
Сегодня дегустационной комиссии предстоит оценить вкус и качество произведенной накануне икры, нерочьей и кетовой, и копченой нарезки. «Здесь мы контролируем продукцию за сутки, следим, чтобы не было отклонений от нормы и в случае выявления каких-то замечаний вправе вмешаться в производственный процесс или даже остановить реализацию всей партии», – рассказывает инженер-микробиолог производственной лаборатории рыбообрабатывающей фабрики рыбколхоза Татьяна ФРОЛКИНА.
Кстати, сама Татьяна, специалист хоть и молодой, в лаборатории предприятия после университета успела отработать уже не один год и с большой охотой рассказывает не только о своей профессии, но и о продукции, с которой приходится работать изо дня в день. «Как ни странно, но от такого ежедневного «ритуала» икру и рыбу как блюдо начинаешь понимать и любить еще больше. Теперь уж точно знаешь, чему отдать предпочтение – мясом рыбу не заменишь», – улыбается она.
Порадовал комиссию результат работы и на этот раз, заключение озвучено единогласно: «Икра получилась замечательная. Потребитель точно будет доволен!»