Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области предусмотрено создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе модернизации имеющихся производственных мощностей флота с привлечением инновационных технологий и инвестиций. Следующее направление развития – переработка рыбы для внутреннего рынка при условии снижения логистических издержек и привлечения рабочей силы в отрасль. Рост инвестиций в добычу и первичную переработку рыбных ресурсов – еще одна стратегическая задача, стоящая перед руководством области. Реализацию этих планов региональные власти увязывают с совершенствованием методологии управления отраслью, созданием замкнутых технологических производств (рыборазвод – добыча – переработка), ориентацией на круглогодичную обработку, развитием аквакультуры, изучением и вовлечением в хозяйственный оборот новых водно-биологических ресурсов.
Урожайная лососевая путина-2011 поставила перед рыбопереработчиками Сахалинской области серьезные задачи. В 2010 г. береговые предприятия региона приняли 103,1 тыс. тонн (90,4%) красной рыбы, в этом году объемы обещают быть еще более впечатляющими. О том, чем живет сегодня сахалинская рыбопереработка, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал руководитель мощного рыбоперерабатывающего комплекса, индивидуальный предприниматель Сергей РЕНЖИН.
Экологически безопасная переработка рыбных отходов, особенно высокой жирности, – наболевшая проблема российской рыбной отрасли. На Дальнем Востоке было построено несколько заводов по их переработке, но установленное на них оборудование не справилось с этой задачей. Китайские поставщики, обещавшие очень дешево и еще со скидкой решить эту задачу, «умыли руки» и затерялись на просторах Поднебесной. Проблема осталась нерешенной. И вот компания «Технологическое оборудование» объявила о запуске первой на Дальнем Востоке установки, способной переработать любые рыбные отходы. Об этом событии и о тех перспективах, которые оно открывает, c корреспондентом журнала «Fishnews – Новости рыболовства» беседует директор по маркетингу и развитию компании «Технологическое оборудование» Антон Сухоруких.
Интерес к тому, что происходит в компании ПБТФ, у журнала «Fishnews – Новости рыболовства» в первую очередь вызывает реализация планов ее руководства по обновлению флота. Мы уже писали о том, что суда Преображенской базы тралового флота «Капитан Демидюк» и «Капитан Колесников» после масштабной модернизации успешно справляются с рейсовыми заданиями на промысле. И о том, что ПБТФ, не дожидаясь государственной поддержки, взялась за строительство нового судна на верфи в городе Николаеве. Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин не скрывает, что процесс строительства шел непросто и сроки сдачи не раз переносились. Хотя украинские судостроители, в отличие от российских, и имели в советском прошлом опыт создания крупных промысловиков, но и они за последние годы растеряли специалистов, а сами заводы несколько обветшали.
Оборудование Nikko работает во всех рыбодобывающих регионах Дальнего Востока.
Более 80 лет насчитывает уникальная история одного из старейших рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока – рыболовецкого колхоза им. Ленина. В структуре компании трудится порядка 2000 работников, сфера занятости которых охватывает множество направлений – от рыбодобычи до судоремонта.
Мы уже привыкли, что вопросы строительства, модернизации и обновления в российской рыбной отрасли неизменно обсуждаются с привязкой к возможностям зарубежных производителей, насыщенности и продвинутости их рынка. А попытки сравнения с собственным, отечественным потенциалом, за редким исключением, заканчиваются емким выводом – «не в этой жизни».
Многие предприниматели считают, что на стоимости трала можно сэкономить. Перед лицом иллюзорной краткосрочной выгоды самые резонные доводы упрямо игнорируются. Но ведь существуют такие показательные долгосрочные факторы, как уловистость, срок службы трала, экономия топлива.
Лососевую путину-2011 рыбаки «Океанрыбфлота» отработали, что называется, на «пять баллов». Ведь сам по себе щедрый дар природы, а в этом году на рыбу она не скупилась, едва ли гарантирует хотя бы половину успеха. В гораздо большей степени успех зависит от умения людей правильно организовать добычу этого богатства. А люди «Океанрыбфлота» умеют работать. Они показали лучший результат на лососевой путине- 2011 за последние 10 лет.
Как ни снижай себестоимость рыбодобычи, свести к нулю расходы невозможно. Объемы вылова – тоже величина ограниченная. Значит, единственный путь увеличить прибыль – это максимально полно использовать имеющееся сырье, стремясь в идеале к безотходному производству, где на выходе получается востребованный продукт с высокой добавочной стоимостью. Так уж сложилось, что в нашей стране термин «глубокая переработка» относят даже к выпуску банального филе, икры или печени, а утилизацию рыбных отходов, как правило, сводят исключительно к переработке на муку. Между тем рыбный «неликвид» может в свою очередь стать сырьем для производства весьма ценных веществ, выпуск которых даже в небольших объемах приносит заметный «побочный» доход, причем в отсутствие конкурентов, по крайней мере, в нашей стране.
Производители оборудования предлагают все больше вариантов для оптимизации рыбного промысла. Сегодня рыбаку не нужно действовать вслепую – современные приборы обеспечат надежной информацией даже о том, что происходит глубоко под водой. На этот раз мы подробно остановимся на бескабельной системе контроля трала от фирмы MARPORT, а также программе PISCATUS 3D, строящей трехмерную карту морского дна.
Крики чаек – первое, что слышишь, когда катер приближается к причалу нового завода ООО «Дельфин», расположенному поблизости от поселка Пахачи в Олюторском заливе. На берегу пахнет свежим деревом и цементом – строительство завода закончили перед самой путиной, но сильнее всего в ноздри ударяет рыбный запах, неизменный спутник береговой переработки. Он словно въедается в стены и оборудование, моментально пропитывает одежду и волосы.
Накануне Международного конгресса рыбаков генеральный директор ОАО «Дальреммаш» Владимир Гилев, соавтор и инвестор инновационного проекта «Механизированные линии переработки лососевых пород рыб с включением автоматизированных машин и устройств», рассказал о разработке и внедрении новых машин и устройств на своем предприятии.
Получить заказ, выполненный качественно и в срок, – для рыбацких предприятий это не рекламный лозунг, а реальные условия работы с партнерами. Ведь от этого зависит своевременный выход на промысел, выполнение поставленных планов и общий исход путины. Будь то прибрежный или океанический лов, первое, без чего не обойтись в любом случае, – это орудия лова. Решение такого вопроса можно доверить лишь опытным мастерам.
Эффективная переработка рыбных отходов по-прежнему остается одним из самых актуальных вопросов для российской рыбной промышленности. По данным экспертов, производство рыбьего жира за последнее десятилетие сократилось на десятки тысяч тонн. Между тем, продукт этот остается весьма важным для медицинских целей. О пользе пищевого рыбьего жира каждый знает с детства: жирные кислоты Омега-3 защищают сердце, снижают кровяное давление, укрепляют память и т. д. Некоторые из этих кислот, необходимые для нормального протекания обменных процессов, организмом человека самостоятельно не вырабатываются, и получить их можно только из внешних источников.
Проекты судов рыбопромыслового флота должны быть «заточены» под условия промысла в конкретном рыбохозяйственном бассейне. Этот принцип не раз озвучивался как судостроителями, так и рыбопромышленниками. Российские проектировщики в тесном контакте с рыбаками и отраслевыми научно-исследовательскими институтами уже подготовили свои предложения в этом направлении. Как оценили их потенциальные заказчики? Почему логичнее подготовить «линейку» судов под конкретный бассейн? Какие разработки ведутся в области энергосберегающих и экологичных технологий в рыболовном судостроении? Об этом журнал «Fishnews – Новости рыболовства» беседует с главным инженером Конструкторского бюро «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» Дмитрием ГАРМАШЕМ.
«Красная» путина требует особого отношения к улову. Ведь тихоокеанский лосось – нежный, деликатесный и, что важно, очень полезный для человека продукт, поэтому-то и пользуется большим спросом у потребителей. А значит, сохранение высокого качества рыбопродукции ставится промысловыми предприятиями во главу угла.
На звание главной рыбной выставки страны в последние годы претендовали сразу несколько площадок, но прочно закрепиться в этом статусе, завоевать авторитет и признание в рыбацкой среде не получилось ни у одной из них. Тогда Федеральное агентство по рыболовству пришло к логичному выводу – нужно брать организацию отраслевой выставки в свои руки, поручив эту задачу подведомственному федеральному государственному унитарному предприятию «Нацрыбресурс». В результате в мае в Москве состоялась первая Международная рыбохозяйственная выставка «Экспофиш». Местом для ее проведения после многолетнего перерыва был выбран павильон № 38 «Рыболовство» Всероссийского выставочного центра. Насколько успешным оказался этот опыт и какой формат можно считать оптимальным для такого рода мероприятий, РИА Fishnews.ru рассказал руководитель ФГУП «Нацрыбресурс» Станислав Стандрик.