Обнародовав прогноз для Камчатки на нынешнюю путину, отраслевые НИИ, как обычно, слегка подстраховались и пообещали приличные подходы горбуши, хотя и не на уровне пресловутого 2009 г. В возможность повторения грандиозного улова двухлетней давности верили далеко не все, хотя сравнения с предыдущим «нечетным» годом звучали не только из уст ученых: их охотно приводили чиновники, с тревогой использовали портовики, волей-неволей к ним прибегали и сами рыбаки. Как оказалось, не напрасно – «догнать и перегнать» те результаты удалось с большим запасом: наука раз за разом увеличивала рекомендуемые объемы изъятия, а основательно подготовившиеся к промыслу предприятия справились с масштабной рыбалкой в отведенные природой и комиссией по регулированию добычи анадромных видов рыб сроки.
В этом году «право» принимать в свои реки нашествие красной рыбы выпало Восточной Камчатке. Там ее уже поджидали как на береговых заводах, так и на траулерах и плавбазах, выстроившихся цепочкой вдоль побережья. «Основная путина стартовала 30 июня. Рыба начала подходить с севера: самый первый толчок был в районе Тымлата, через 5-7 дней хорошие подходы появились и в южных районах – Ивашка, Хайлюля. Промысловая обстановка везде хорошая, во всех неводах рыба есть. Приемный флот – порядка 90 крупнотоннажных и среднетоннажных единиц – работает стабильно. Причем суда не только камчатские – есть и с Приморья, Сахалина, Хабаровского края», – охарактеризовал первую декаду промысла начальник экспедиции ОАО «Окенрыбфлот» капитан-флагман Валерий ПОНОМАРЕВ.
Одна из крупнейших дальневосточных рыбопромышленных компаний по традиции выставила на приемку лосося весь свой добывающий флот, сняв его на месяц с промысла минтая и кальмара. Первое судно приступило к работе уже 2 июля, а с 7 июля полтора десятка больших морозильных траулеров распределились по участкам предприятий, заключивших договоры с «Океанрыбфлотом».
«Первоначально мы подошли в район Тымлата, где пошла первая рыба, и приступили к работе с Тымлатским рыбокомбинатом. Впоследствии переместились на участки других наших партнеров и продолжили работу в Олюторском заливе – там тоже начались подходы», – рассказывает капитан-директор БАТМ «Хотин» Андрей МИКУЛЕНОК.
До берега буквально подать рукой – по крайней мере комары, к большому сожалению экипажа, это расстояние словно не замечают. На фоне темнеющих сопок, на склонах которых еще поблескивают остатки снега, хорошо видно, как примерно в километре отсюда на ставных неводах суетится небольшой катер. Всего полчаса назад он отбуксировал на судно очередную порцию отборной рыбы и уже готовит следующую.
«После заливки прорези катер или МРС подводит ее к борту, и мы вычерпываем коплером рыбу в приемные бункера, – объясняет технологический процесс капитан-директор. – Из бункеров она поступает на обработку. Сверху на палубе ее шкерят, вынимают внутренности и отправляют вниз, а там уже дальше происходит зачистка, укладка, заморозка, выбивка, фасовка и в трюма на хранение. У нас два трюма, и мы берем 1200, а при хорошей укладке до 1300 тонн готовой продукции, потом отгружаем ее на транспорты. Всего за месяц надо взять 2200 тонн сырца».
Основной вид продукции, которую выпускают БАТМы «Океанрыбфлота», – икра и горбуша потрошеная с головой, Извлеченная икра сразу подается для посола в икорный цех. Огромные емкости для варки и охлаждения тузлука заняты круглосуточно – к концу путины, когда процент выхода икры повышается, судно может ее за день делать до 5-6 тонн, и тогда рассола просто не будет хватать.
«Завод у нас прекрасно оборудован, а потому продукция идет качественная и пользуется большим спросом на рынке, – поясняет в ходе экскурсии по судну капитан. – Сейчас на лососе экипаж повышенный – 96 человек, потом, когда на минтай пойдем, будет немножко поменьше – 81 человек. В лососевую путину труд преимущественно ручной, людей надо побольше, чтобы сырец не задерживался, тем более когда он в таком количестве. Рыбу надо быстрее обработать, чтобы дать потребителю продукт высшего сорта».
Лососевая путина не зря считается самой напряженной и скоротечной: рыба идет непрерывно, прорези подвозят в любое время. «Сейчас мы работаем по 26 часов в сутки, то есть на два часа раньше встаем, – полушутя-полусерьезно говорит Андрей Микуленок. – Весь экипаж у нас задействован на обработке. Члены команды разбиты на две бригады по 40 человек: восемь часов работают, восемь часов отдыхают. Процесс не останавливается ни на минуту. Если начнется простой, то это уже сбой, поэтому темпа не сбавляем. Пароход должен работать, а не стоять, рыба-то никого ждать не будет. Так что спать во время основной путины нельзя!»
В полдень к «Хотину» на перегруз подходит ПТР «Прегольский», чтобы забрать икру и разгрузить заполненный до отказа рефконтейнер. Тяжелая сетка с куботейнерами раз за разом взлетает в небо и опускается в темную прохладу трюма, где ее уже ждет команда транспортного судна. Икру расставляют по местам и сразу закрепляют, перекладывая ряды белеющих пластиковых емкостей досками, чтобы не помять ценный груз.
Накрывая один за другим районы Камчатского края, лососевая путина-2011 развивалась по привычному сценарию, разве что погода в июле держалась на удивление благоприятная, особенно по сравнению с прошлым годом, когда шторма на западном побережье серьезно осложняли работу маломерного флота. «Если погода будет, значит все нормально с рыбалкой», – осторожно говорили рыбаки, а рыбы в неводах все прибывало. Вокруг судов, занятых на приемке, то и дело «прыгала» горбуша, дразня людей серебристой чешуей. Уже к середине месяца на полуострове было добыто более 60 тыс. тонн тихоокеанских лососей, а дополнительные объемы предприятиям выделяли из резерва сразу десятками тысяч тонн. В первые дни августа вылов в регионе официально превысил исторический максимум в 202 тыс. тонн.
Всего по итогам путины 14 БАТМов «Океанрыбфлота» приняли 29 тыс. тонн лосося – фантастический результат даже для такого рыбного года. В среднем за одни судосутки на борт брали 74 тонны сырья. Зачистив к 4 августа невода, траулеры разошлись выполнять промысловые задания. Часть флота продолжит лов минтая в Беринговом море, а часть снялась на Южные Курилы – на добычу кальмара.
«В принципе год удался, – подвел итоги летнего сезона генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. – Он однозначно лучше, чем 2009 год: результаты гораздо выше. Наши суда поработали на славу. Это безусловная заслуга, в первую очередь, плавсостава и всего коллектива «Океанрыбфлота». Спасибо им за отличную работу.
По итогам путины 14 БАТМов «Океанрыбфлота» приняли 29 тыс. тонн лосося