Если говорить о системах контроля трала, то здесь продолжается переход на цифровую обработку сигнала для снижения влияния морских шумов, шумов судна на получаемую информацию. Среди новинок необходимо отметить цифровой эхолот. Многодиапазонный приемник перестроен таким образом, чтобы он мог принимать сигналы как от цифровых датчиков, так и от аналоговых. Программное обеспечение, разумеется, претерпело кардинальные изменения, однако основной принцип остался прежним: именно пользователь должен решать, какую информацию и каким образом он хочет видеть на мониторе.
Так, на окно эхолота можно вывести индикатор датчика наполнения, информацию об остаточном заряде аккумулятора. Также, например, для добытчиков креветок было сконфигурировано универсальное окно: на одном дисплее отображалась одновременно и эхолотная картинка, и картинка от датчиков досок, и история хода датчиков досок, и остаток аккумулятора. Поскольку в качестве устройства отображения используется обычный персональный компьютер, то программное обеспечение позволяет подключить два монитора. Подчеркнем, что программа Command View русифицирована.
Что уж осталось без изменений, так это ценовая политика фирмы MARPORT: система контроля трала от этого производителя относительно недорогая: в начале года произошло снижение цен на многие компоненты программы – на датчики, приемники.
Еще одна характеристика системы контроля трала от MARPORT – надежность. За четыре года комплекты оборудования были установлены на 9 судах, за все это время гарантийный ремонт потребовался только одному датчику. На наш взгляд, это достаточно красноречивый факт. Весомым аргументом в пользу выбора данных систем является возможность сервисного обслуживания во Владивостоке.
Спрос на продукцию MARPORT постоянно растет, при этом судовладельцы нередко решают приобрести именно это оборудование, услышав лестные отзывы коллег. Необходимо отметить, что в этом году два комплекта ушли в Мурманск – к нашим услугам стали обращаться представители не только дальневосточного, но и других регионов страны.
Подчеркнем, что любая система контроля трала помогает сократить непроизводительные потери. Допустим, произошел порыв трала. На судне этого не увидели – продолжают тянуть дальше. В итоге не только не поймана рыба – напрасно израсходовано топливо, а орудие лова приходит в такое состояние, что его приходится ремонтировать день-два. Системы контроля трала избавят от таких проблем.
Теперь остановимся подробнее на трехмерной картографии морского дна. Промысловый эхолот позволяет видеть рельеф дна, но одномоментно и только под собой – с его помощью невозможно получить полное представление о том, что же там, на глубине.
В мире давно уже нашли выход из положения. Так, в Новой Зеландии уже около 15 лет работают с компьютерной программой PISCATUS 3D. На основе данных от судового эхолота и GPS-приемника она строит трехмерную картинку морского дна в режиме реального времени. Естественно, сохраняя ее.
Невозможно также умолчать о дополнительных возможностях PISCATUS 3D. Так, при подключении дополнительного прибора – RoxAnn – штурман может получать информацию о составе морского дна в районе хода судна. В этом случае рыбаку будет известно: в этом месте, оказывается, скальная порода, потому здесь и рвется трал, а в этом месте ил, поэтому (к примеру) за минтаем сюда идти не стоит. Если на судне установлена любая бескабельная система контроля трала – SCANMAR, MARPORT, FURUNO, SIMRAD ITI, – программа позволяет наложить изображение трала на изображение дна и наблюдать за ходом орудия лова.
Кроме того, имеется возможность стыковки с навигационным оборудованием. Эта дополнительная сервисная функция PISCATUS 3D позволяет получать информацию о расположении окружающих судов.
Часто штурманы задают вопрос: почему программа не показывает расположения рыбы. Во-первых, это объясняется тем, что используется цифровой сигнал. Во-вторых, это просто нецелесообразно: прибор показал, что в данном районе рыба есть, судно ушло, через двое суток вернулось – рыбы уже нет, а в записи она осталась. Таким образом, еще раз подчеркнем, что основная задача PISCATUS 3D – показать рельеф дна.
Перед приобретением программы судовладелец может на практике проверить ее эффективность с помощью триал-версии: PISCATUS 3D устанавливается на судно и используется два месяца абсолютно бесплатно, затем блокируется. Если судовладелец решает, что программа необходима и приобретает ее, присылается код разблокировки.
Интересно, что именно капитаны, которые при пробной установке заявляли, что программа им не нужна – районы промысла они как свои пять пальцев знают, – после двух месяцев испытаний громче всех говорят о необходимости PISCATUS 3D.
Так же, как и бескабельная система контроля трала, трехмерная картография морского дна позволяет сократить непроизводительные потери. В прошлом году выходили в море на одном пароходе – настраивали оборудование, капитан говорит: «У меня запас мощности на судне достаточно большой, я мог бы увеличить скорость траления, но я этого не делаю: вдруг впереди будет кочка? И у меня тогда не хватит запаса мощности, чтобы поднять трал». При наличии PISCATUS 3D капитан может на 10-15 миль вперед видеть обстановку, делать прогнозы.
Подчеркнем, что описанные в этой статье программы интуитивно понятные, несложные, у экипажа не возникнет проблем при их использовании.
ООО «Компания Морская Электроника»
(423)-2300754
+7-914-7905700
oibiryuk@marport.ru