На это направлен и сам процесс добычи: на промысле лососевых не применяются орудия лова, способные повредить форму или внутренности рыбы, привести к ее гибели во время извлечения из воды. Вплоть до обработки идет максимально щадящий по отношению к объекту промысла процесс. Из невода лосось заливается в прорези – емкость с сетью, которая позволяет подводить рыбу на перегруз к судну живой без изымания ее из воды. Из прорези при помощи рыбонасоса улов перекачивается в бункер, не более 3-4 тонн, чтобы рыба не сминалась и доходила до разделки в идеальном состоянии.
Процесс обработки лосося на судне в зависимости от технологии может включать в себя потрошение, выемку внутренностей, промывку, затем заморозку, глазировку и упаковку рыбопродукции, которая помещается в трюм. И на всех этапах непременно соблюдается бережное отношение к продукту и повышенное внимание к его качеству.
Именно с этой целью на приемку лосося компания «АКРОС» выставляет высококлассные суда, оснащенные технологически современным обрабатывающим и морозильным оборудованием. «Но самое главное – это отношение людей к качеству продукции, с которой они работают. А она на филейных траулерах норвежской постройки и судах ярусного промысла, – очень высокая», – отмечает начальник экспедиции ЗАО «АКРОС» Иван ШИРОКОВ.
По его словам, личный состав, который привлекается к работе на лососе, уже приучен к соблюдению требований для обеспечения высокого качества продукции. Ведь эти же суда выпускают филе минтая и треску в ассортименте, идущие на экспорт, а к ним предъявляются требования европейского стандарта. «Поэтому, приходя на лососевую путину, экипажи ответственно относятся к выпуску рыбопродукции, и это позволяет нам держать марку и демонстрировать устойчивый спрос на рынке», – констатирует представитель камчаткой компании.
Нынешняя путина порадовала рыбаков своими результатами, сполна отплатив за вложенные усилия. «Несмотря на то, что старт экспедиции сдвинулся примерно на неделю (из-за параметров температуры воды, общеклиматических условий, сказавшихся на концентрации лососей у берегов Восточной Камчатки) и определенных усилий потребовало переоборудование судов перед выходом на новый вид промысла и общее снабжение экспедиции, итоги работы превзошли все результаты предыдущих сезонов. Шестью судами «АКРОС» принял и обработал 9000 тонн лосося. Это означает, что рынок получит больше высококачественной рыбы, а рыбаки смогут рассчитывать на хорошие заработки», – уверен Иван Широков.
При этом, по мнению начальника экспедиции, несмотря на рекордные для Камчатки уловы лосося, рынок должен адекватно среагировать на сложившуюся ситуацию: «Мощные подходы рыбы на восточном побережье Камчатки превзошли все ожидания представителей науки, тем не менее, я думаю, наша продукция будет пользоваться спросом. Дело в том, что сегодня, когда большая часть камчатского флота уже подошла к берегам Приморья для отгрузки лосося на берег, на Сахалине во многих районах рыбалка до сих пор идет небольшими темпами. Так что оптовики должны грамотно оценить ситуацию и приступить к закупкам уже сейчас, пока цена на рыбу не начала расти, – а если Сахалин не сработает, то именно это и произойдет».
«Завала» рынка рыбопродукцией, как это было в предыдущий «рекордный» 2009 год, когда лосось скапливался на холодильниках, не хватало рефвагонов для отправки рыбы в центральные регионы, не будет и по другой причине, уверен Иван Широков: «Глобальное потепление дошло и до рыбной отрасли – первые суда с лососем уже отправились Северным путем в Санкт-Петербург. То есть рыбаки нашли все-таки перспективную альтернативу железной дороге».
Морем доставлять рыбопродукцию в Северную столицу оказалось выгоднее не только по стоимости. «От восточных берегов Камчатки до Санкт-Петербурга путь займет всего около 25 суток. В то время как расстояние из районов промысла до порта Владивосток суда с лососем преодолевают за 10 суток, еще 16 суток уходит на дорогу до Москвы по железной дороге. Прибавьте к этому оформление, перегрузки – и все это в результате сказывается на сроках поставки и стоимости рыбы. Сегодняшний день требует от нас поиска иных путей и доставки, и сохранения продукции», – поясняет представитель компании «АКРОС».
Но если роль перевозчика лососевой продукции за пределы Дальнего Востока рыбаки только пробуют примерять, то переработка уловов в «красную» путину, особенно у камчатских берегов, – это сегодня на две трети обязанность судовая. «За прошедшие два года произошел заметный рост береговой переработки в регионе, – продолжает Иван Широков. – Это хорошо заметно со стороны моря: на фоне серых поселков видны новые заводские постройки холодильников, перерабатывающих цехов. Видно, что Камчатка активно работает над развитием собственных производственных мощностей, но все же без переработки на морских судах нам не обойтись».
В этом году компания «АКРОС» направила в лососевую экспедицию 6 филейных траулеров на приемку рыбы: «Петр Ильин», «Василий Головнин», «Вилючинский», «Виктория-1», «Алексей Чириков» и «Витус Беринг», возглавил экспедицию БАТМ «Акрос». Еще 4 ярусолова: «Калкан», «Калам», «Бланкет» и «Тибурон» – также были задействованы в переработке уловов. «Филейным траулерам уже по 20 лет. Но рыбаки признают единогласно – за этот срок ни одного даже подобного по экономическим показателям и по технологическому оснащению российского судна не появилось, – отмечает начальник экспедиции. – Современными технологиями и отменным качеством продукции отличаются и ярусоловы».
С окончанием лососевой рыбалки суда не становятся на прикол. Сейчас, как и многие дальневосточные рыбопромышленные предприятия, «АКРОС» передислоцирует свой флот вновь в районы промысла минтая и кальмара – в Берингово море и на Северные Курилы. Но как бы ни была скоротечна «красная» путина, она традиционно требует от рыбаков максимального рабочего напряжения и концентрации всех производственных усилий в эти считанные недели.
«В этом плане лососевая «страда» очень схожа с сельскохозяйственной посевной или сбором урожая: она также протекает в сжатые сроки и также играет значимую роль для страны, поскольку лосось в подавляющем большинстве направляется именно на внутренний рынок, для отечественного потребителя», – отмечает Иван Широков.
Рыбаки эту роль осознают. Осознают и стараются сделать все от них зависящее, чтобы справиться с возложенной ответственностью. Такого же понимания ожидают они и от государства – понимания и участия в решении общих для страны задач продовольственной безопасности.