Мыслить в правильном форматеНа звание главной рыбной выставки страны в последние годы претендовали сразу несколько площадок, но прочно закрепиться в этом статусе, завоевать авторитет и признание в рыбацкой среде не получилось ни у одной из них. Тогда Федеральное агентство по рыболовству пришло к логичному выводу – нужно брать организацию отраслевой выставки в свои руки, поручив эту задачу подведомственному федеральному государственному унитарному предприятию «Нацрыбресурс». В результате в мае в Москве состоялась первая Международная рыбохозяйственная выставка «Экспофиш». Местом для ее проведения после многолетнего перерыва был выбран павильон № 38 «Рыболовство» Всероссийского выставочного центра. Насколько успешным оказался этот опыт и какой формат можно считать оптимальным для такого рода мероприятий, РИА Fishnews.ru рассказал руководитель ФГУП «Нацрыбресурс» Станислав Стандрик. |
- Станислав Евгеньевич, в какой степени выставочная деятельность является профильной для ФГУП «Нацрыбресурс»?
- Безусловно, профильной, хотя бы потому, что у нас в хозяйственном ведении находится павильон № 38 «Рыболовство» на ВДНХ, который формирует уставный капитал ФГУП. Таким образом, выставочная деятельность прописана в нашем уставе и велась достаточно успешно лет семь назад как раз в этом павильоне. Но, на мой взгляд, павильон все-таки достаточно специфический, потому что он проектировался и был предназначен для киносъемок в 1980-е годы, а в итоге был перепрофилирован под отраслевой павильон «Рыболовство» и не слишком приспособлен для проведения масштабных развернутых выставок. Поэтому, проанализировав как нашу деятельность за последнее время, так и то, что было в 2004-2005 гг., я для себя сделал вывод, что наиболее интересный и правильный формат для этого павильона – это комбинированные мероприятия, что собственно и подтвердила выставка «Экспофиш-2011». Условно говоря, это выставки-форумы, съезды отрасли, коллегии или другие мероприятия, которые больше акцентируются на проведении круглых столов, совещаний, сессий, семинаров.
В этом случае главным является не экспонирование ваших достижений, для этого существуют масштабные выставки – Брюссель, World Food и т.д., на которых производители и промысловики могут демонстрировать свою продукцию или услуги и знакомиться с широким кругом заинтересованных лиц. В нашем случае полезных выставочных площадей не более полутора тысяч квадратных метров, поэтому здесь наиболее интересно проводить инновационные форумы, внутриотраслевые мероприятия, которые позволяют обсудить важные вопросы.
Этот подход применялся и при подготовке «Экспофиш-2011», и в целом он оправдал себя, несмотря на то, что у нас было очень мало времени для ее организации. Если говорить об итоговой годовой рыбопромышленной выставке, то на ее подготовку нужен год, чтобы подготовить концепцию, дизайн, заранее провести рекламную кампанию, оповестить всех потенциальных участников о формате и условиях. Кстати, вопреки распространенному мнению, в этом году мы проводили ее на коммерческой основе, а не на бюджетной. Если бы это была бюджетная выставка, то, наверное, были бы бюджетные деньги на обширную массированную рекламу, может быть, даже для экспонентов подобрали бы большую по размерам площадку. И все-таки я склоняюсь к мысли, что такая выставка, как «Экспофиш», должна носить форумный характер, т.е. приоритет должен отдаваться деловым программам.
- По итогам «Экспофиш» наиболее многочисленных положительных отзывов удостоилась деловая программа выставки. Кто отвечал за этот аспект?
- Мы целиком и полностью, а точнее – сотрудники экспозиционного отдела, при помощи, естественно, специалистов Росрыболовства. Пригласить иностранных участников, а достаточно серьезное представительство было и с испанской стороны, и с голландской, собрать руководителей органов государственной власти и представителей как западного крупного бизнеса, так и отечественного, например, Ассоциацию добытчиков минтая, было достаточно сложной задачей.
Еще раз подчеркну, чтобы развеять любые слухи: «Экспофиш» – не очередная выставка за «бюджетные «бабки». Она проводилась исключительно на коммерческой основе и была сопряжена с достаточно высокими затратами для ФГУП «Нацрыбресурс». Почему? Потому что павильон находился в плачевном состоянии и, чтобы привести его в порядок ради первой выставки, нам пришлось выполнить очень много ремонтных работ. Все средства, поступившие от коммерческих участников, были перечислены на счета ФГУП и пошли в доход предприятия.
Что касается выбранного формата, то он мне представляется наиболее удачным, когда нужно обсудить много проблем или поставить определенные задачи, провести коллегию, консультации, может быть, отраслевые форумы с мини-выставками. Подходит он и для презентации инвестиционных проектов и инновационных разработок, например, в области технологий для аквакультуры. Проведение таких мероприятий в павильоне «Рыболовство» будет более успешным прежде всего в силу сравнительно небольших организационных затрат, что позволит сделать их достаточно привлекательными для потенциальных участников.
- Именно в этом направлении – к формату скорее форума, нежели выставки – будет продвигаться «Экспофиш»?
- Да, я настаиваю на этом, и мы будем работать в этом направлении. В разговоре с руководителем Федерального агентства по рыболовству Андреем Анатольевичем Крайним мы уже обсуждали идею, что этот павильон – форумный. Организовать большую отраслевую выставку мы пока не можем – она не поднимается за один год небольшими деньгами. Должен быть либо коммерческий агент, инвестор, который хорошо знает рынок и готов авансировать плановые мероприятия, либо спонсор, заинтересованный в аудитории проводимого мероприятия. Большие надежды я возлагаю на крупные финансовые организации, такие, как Россельхозбанк и Сбербанк, спонсорское участие которых поднимет престиж таких выставок и в свою очередь позволит банкам предложить свои новые продукты и услуги, ближе познакомиться с отраслью, переживающей сегодня фактически второе рождение. Сейчас, когда в промышленном рыболовстве определены основные правила и принципы работы, наступает период капитализации, слияний и поглощений, укрупнения многих компаний, что потребует привлечения значительных финансовых ресурсов.
Другим вариантом финансирования масштабных мероприятий, о котором мы и не мечтаем, являются бюджетные деньги, господдержка. Тогда можно будет использовать павильон № 38 как площадку для деловых программ – мы для этого идеально подходим и умеем это делать, и одновременно задействовать другие павильоны, обладающие достаточным количеством экспозиционных площадей. На территории ВВЦ построено несколько современных зданий, которые позволяют проводить крупномасштабные выставки. Правда, тут мы уже не можем гарантировать экспонентам низкие расценки – не наша вотчина.
Напротив, характер павильона № 38 «Рыболовство» предполагает скорее камерные мероприятия, которые, кстати, нередко приносят больше пользы, чем масштабные выставки. Лично пообщаться с заинтересованными людьми в рамках форума или конференции даже проще, а при нынешнем состоянии информационных технологий для демонстрации вашей разработки или продукции совсем необязательно сооружать гигантский стенд или тащить в павильон целый судовой двигатель. Для этих целей можно использовать и такой вариант, как виртуальная выставка. Это те же самые стенды в трехмерном изображении, на которых демонстрируются продукты или услуги с подробнейшими аннотациями, и вы, как в компьютерной игре, можете осмотреть любой из них, протестировать или запросить дополнительную информацию.
- Насколько удобно это место для организации культурно-массовых мероприятий вроде выставки-фестиваля для любителей нахлыста или празднования Дня рыбака?
- А вот для них павильон подходит замечательно. Мы даже раздобыли для первой выставки Fly Day Russia так называемый пул – специальный бассейн для демонстрации и тренировки забросов и испытания нахлыстовых снастей. Специально приглашенный чемпион мира, англичанин, был приятно удивлен этим и даже выступил с инициативой провести следующий чемпионат мира по нахлысту на нашей территории, тем более что рядом есть озеро. Забавно, но наш зал, который изначально проектировался для киносъемок, прекрасно подходит для тренировок любыми снастями, даже экзотическими, что очень понравилось иностранцам.
Конкурента «Рыбалке и охоте» мы конечно не сделаем, да к этому и не стремимся, а вот провести фестиваль, соревнования или чемпионат по рыбной ловле – мероприятия культурно-просветительского характера – совсем другое дело. В прошлом месяце в честь Дня рыбака мы организовали там праздничную программу для всех желающих. 9 и 10 июля в павильоне проходили тематические выставки, представления, на садке проводились конкурсы для любителей рыбалки, в том числе с участием воспитанников детских рыболовных школ. В принципе, что можно сделать в городском парке? В городском парке можно развлекать людей, но развлекать осмысленно. Не шаурмой и пивом, а занятиями для всей семьи, чтобы дети могли приводить своих пап и мам, а родители – детей, и всем было интересно.
- Какие еще мероприятия планируется провести в павильоне «Рыболовство» в этом году?
- Пока не могу сказать точно. График мероприятий сформирован в экспозиционном отделе, но в начале года мы взвалили на плечи повышенные обязательства. Поэтому сейчас я взял паузу, чтобы проанализировать обязательства. Скорее всего, мы немного скорректируем список мероприятий, которые можно проводить в павильоне.
В ближайшем будущем мы планируем еще несколько выставок, но поскольку ФГУП «Нацрыбресурс» – не бюджетная организация, любое мероприятие предполагает достаточно большие авансовые затраты с нашей стороны. А с деньгами небогато, ведь у нас достаточно много уставных целей, задач и требований, которые предъявляет к нам государство по поводу хозяйственного ведения прочего имущества, а также содержания наших филиалов. Поэтому пока мы взяли тайм-аут. Может быть, осенью получится провести форум для представителей сектора аквакультуры: отрасль эта бурно развивается, соответствующий закон уже на выходе, а значит, у профессионалов найдется немало тем для обсуждения. В любом случае следующие шесть лет павильон № 38 простаивать не будет.