Байкал – один шаг вперед и два назад…
Через 7 лет после принятия закона «Об охране озера Байкал» российское правительство все-таки завершило разработку границ Байкальской природной территории (БПТ) и ее экологических зон. Можно надеяться, что теперь и сам закон о Байкале начнет работать в полную силу.
Продолжая тему об утверждении Правительством РФ границ Байкальской природной территории (БПТ) свой комментарий по данному вопросу предоставили и российские экологи. Как сообщили Fishnews.ru в отделении Гринпис России, очень важно, что определенные правительственным постановлением границы Центральной экологической зоны БПТ совпадают с границей территории Всемирного наследия «Озеро Байкал», существующей с 1996 года. Это означает, что строгий охранный режим Центральной зоны, установленный другим постановлением Правительства РФ еще в 2001 году, будет распространяться не только на акваторию озера, но и на обширную территорию вокруг озера, ценность которого признана на международном уровне.
За прошедшие 7 лет было разработано несколько вариантов зонирования БПТ. Среди них были и такие, которые превращали ее в чистую формальность. В частности, некоторые проекты предлагали провести границу зоны всего лишь в нескольких сотнях метров от берега, что позволяло бы строить по берегам Байкала такие опасные проекты, как нефтепроводы. В случае аварии нефть попала бы в озеро всего через 20 минут, и предотвратить экологическую катастрофу на крупнейшем в мире «хранилище» уникально чистой воды было бы невозможно.
Утвержденный проект границ включает в себя практически весь водосборный бассейн Байкала. Граница Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) проходит в десятках километров от берега, а ее режим гарантирует, что опасные промышленные объекты никогда не появятся на берегу озера.
«Проект этих границ был разработан еще в 2004 году. В июле того же года он получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы, – отметил руководитель Байкальской программы Гринпис России Роман Важенков. – К сожалению, дальше дело не пошло. Если бы проект был утвержден, эпопеи с нефтепроводом ВСТО в 800 м от Байкала просто не было бы, а важный для страны проект не буксовал бы столько времени».
Сохраняя уникальную территорию от негативного воздействия, ЦЭЗ в то же время создает условия для развития экологически устойчивых видов бизнеса, в том числе туристического.
Как отмечают в Гринпис, к сожалению, утверждение границ ЦЭЗ не решает всех проблем Байкала. Так, например, принятый Госдумой в трех чтениях проект закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ…» привел к изменению текста закона «Об охране озера Байкал». Теперь он не запрещает «строительство, расширение и реконструкцию хозяйственных объектов» на Байкальской природной территории без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Тем самым, считают экологи, российский парламент создал дополнительные условия для нарушения Россией международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и ряд других конвенций и соглашений.