Российский дрифтерный промысел лососей: возможные политические и экономические последствия
В 2010 г. впервые в истории российского рыболовства официально разрешен дрифтерный промысел лососей российским судам в исключительной экономзоне РФ. Уже сейчас вокруг этого решения складывается весьма непростая ситуация.
Ранее дрифтерный промысел в России существовал под видом научно-исследовательского лова. В нынешнем году, после того как российское правительство санкционировало российский дрифтерный промысел лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации, его статус в корне изменился. Это может привести к серьезным последствиям, считают завотделом международного научно-технического сотрудничества ТИНРО-Центра Виктор Цыгир и кандидат экономических наук Александр Курмазов.
Тихоокеанские лососи относятся к анадромным видам рыб и всегда имеют совершенно определенную страну происхождения. В соответствии со ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву государство происхождения анадромных видов может, после консультаций с другими государствами, ведущими промысел этих запасов, устанавливать общий объем допустимых уловов в отношении запасов, образующихся в его реках. Поэтому страна происхождения получает компенсацию за промысел лососей из ее рек в случае, если ее лососи добываются в водах другого государства. Как правило, компенсация используется страной происхождения запасов для их восстановления и погашения связанных с этим расходов.
Такая практика существует в российско-японских рыболовных отношениях на основании межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства 1985 года. Россия получает компенсацию за промысел лососей российского происхождения в водах Японии. Например, в прошлом году ее размер составил более 4 млн. долларов.
В отношении России от японской стороны уже поступали требования оплачивать вероятное изъятие российскими рыбаками лососей, часть которых имела японское происхождение. В частности речь шла о компенсации за промысел кеты японского происхождения, якобы добываемой российскими научно-исследовательскими судами, использующими дрифтерные сети, на путях миграций в море. До сих пор российская сторона компенсацию не оплачивала, так как дрифтерного промысла любых лососей не вела: по официальной версии имел место только лов в научно-исследовательских целях.
Теперь японское правительство может более аргументировано настаивать на компенсации за промысел кеты японского происхождения российскими дрифтерными судами. А также поставить под сомнение целесообразность компенсации, выплачиваемой российской стороне за промысел российских лососей водах Японии.
Весьма вероятны и протесты со стороны США. Российско-американским соглашением 1992 г. и Правилами рыболовства на Дальневосточном бассейне районы российского дрифтерного лова в российской ИЭЗ должны быть ограничены 25-ю милями от базисных линий севернее 50° с.ш. Но удержать российские суда в этой зоне трудно, так как ФАР провело аукционы и выдало разрешения на промысел, правда, без учета российско-американских договоренностей.
Полный текст размещен в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru